• Обзор настольной игры Eldritch Horror. Настольная игра «Древний ужас Комплектация, стартовый набор

    У нас в семье уже собралась небольшая коллекция настольных игр от HOBBY GAMES, но во все уже играли и не раз и решили пополнить нашу коллекцию еще одной игрой. По выбору новой игры в нашей семье ответственный - муж. Он долго выбирал на сайте и выбрал, вкратце описав мне суть игры. Когда муж мне сообщил сколько она стоит, я была в шоке, ведь мы до этого игры покупали в 1,5-2 раза дешевле, но муж мне стал пытаться объяснить ее "суперское" содержимое и что игра стоит этих денег. Ну спорить бесполезно, согласилась. Когда игра пришла, сразу на что я обратила внимание - это ее отменное качество, огромное количество фигур, карточек, жетонов и пр. выполнены из отличного плотного картона с высокого качества печатью. Сама карта (игровое поле) такой плотности, что в принципе ни при каких обстоятельствах не может погнуться, а по весу-довольно приличная, что дает удобство при игре, будет держаться хорошо на столе. Вообще качество - потрясающее. Сама игра рассчитана на 1-8 человек. А по возрасту от 13 лет.

    Затем мы стали изучать правила, которых очень много, и поэтому в том, что игра должна быть интересной, у меня не осталось сомнений. Вообщем смысл игры в том, что все игроки - некие персонажи, каждый со своими привилегиями, которые должны командой выполнять определенные задания. Персонажа каждый выбирает сам вначале игры. Чтобы выполнять задания, нужно добывать улики, их можно либо получить просто по привилегии, либо добыть. Вся игра состоит из так называемых раундов, каждый раунд состоит из 3-х пунктов. Чтобы выполнять задания, нужно убивать монстров, закрывать порталы, убирать слухи и пр. Все правила рассказать не смогу, очень много всего, но смысл игры в том, чтобы всей командой успеть выполнить задания и выиграть или не успеть и проиграть.


    Что я могу отметить в этой игре, так это то, что в ней есть плюсы для всех членов нашей семьи:


    1. Для меня - преимущество в том, что в эту игру мы можем и сами играть, не нужно собирать толпу, т.к. мы переехали в другой город, то здесь у нас нету ни друзей, ни знакомых, только бабушка и свекр и все, а в эту игру мы можем играть вдвоем с мужем или втроем со свекром.

    2. Для мужа - преимущество в смысле игры, в том что эта игра - приключение, что он очень любит, в том, что игра очень насыщенная, много всего, вообщем еще далеко не скоро надоест. Еще в том, что игра командная, что существенно отличает ее от других настольных игр.

    Конец света всё ближе!

    Наступил год 1926-й, и мир стоит на краю катастрофы. Где-то за пределами известной реальности пробуждается древнее и невероятно могучее существо, угрожающее стереть человечество с лица Земли. На всех континентах открываются порталы в иные миры, бродят ужасные чудовища и распространяются отвратительные культы. Лишь горстка отважных сыщиков понимает, что происходит на самом деле. Эти стойкие защитники человечества должны объединить свои силы в борьбе против Древнего. Им выпала участь побывать в самых отдалённых уголках земного шара, сразиться с кошмарными тварями и раскрыть жуткие тайны «Древнего ужаса»!

    «Древний ужас» - это командная приключенческая игра для 1–8 игроков, в основе которой лежит всемирно известный «Ужас Аркхэма». Каждый игрок выбирает себе одного из двенадцати сыщиков, которые различаются по запасу здоровья, рассудка, а также пяти навыкам: знанию, общению, вниманию, силе и воле.

    Путешествуя по всему миру, сыщики решают загадки, попадают в ловушки и сражаются с монстрами. Также во время партии игроки будут получать различные полезные предметы, находить союзников, артефакты и заклинания. Каждый раунд игры проходит в три фазы:

    1. Фаза Действий, в которой игроки перемещаются по игровому полю, покупают необходимые предметы, союзников и различные услуги, а также билеты на корабли и поезда, для более быстрого передвижения по миру.

    2. Фаза Контактов - в эту фазу игроки вступают в один из трёх контактов: в боевой, локационный и контакт с жетоном. Чаще всего на определённый тип контакта тянется карта, на который описаны события, положительные или отрицательные.

    3. Фаза Мифа, в которую ведущий игрок тянет карту Мифа и разыгрывает эффекты этой карты в указанном порядке. Каждый из эффектов по-своему влияет на вашу партию.

    Для того, чтобы победить, группе исследователей необходимо разгадать три загадки, которые уникальны для каждого Древнего. Но, если жетон безысходности достиг нуля, Древнее Зло просыпается и сыщикам приходится сразиться с ним в открытом противостоянии. Если же игроки не смогли победить, то мир покрывается тьмой и всё человечество проигрывает.


    Размеры коробки: 296х296х67 мм.
    Размер карт: 189 карт 57х89 мм., 114 карт 41х63 мм.

    ▼ Комплектация

    Игровое поле;
    правила игры;
    справочник;
    4 кубика;
    12 подставок;
    12 листов сыщиков;
    12 фишек сыщиков;
    4 листа Древних.
    Карты:
    51 карта Мифа;
    36 карт контактов в локациях;
    32 карты поисковых контактов;
    24 карты контактов в Иных мирах;
    18 карт экспедиционных контактов;
    16 карт тайн;
    12 карт особых контактов;
    40 карт активов;
    36 карт состояний;
    20 карт заклинаний;
    14 карт артефактов;
    4 карты-памятки.
    Жетоны:
    78 жетонов здоровья и рассудка;
    43 жетона монстров;
    36 жетонов улик;
    30 жетонов улучшений;
    20 жетонов билетов;
    20 жетонов Древних;
    9 жетонов врат;
    4 жетона слухов;
    1 жетон текущей экспедиции;
    1 жетон безысходности;
    1 жетон знамений;
    1 жетон ведущего сыщика;
    1 жетон тайны.

    Разработчики, вдохновившись атмосферой и величием "Ужаса Аркхэма", создали настольную игру "Древний Ужас", действие которой происходит в той же вселенной. "Древний Ужас" – это уникальная, захватывающая настольная игра в жанре приключений, созданная специально для бесстрашных авантюристов, которые готовы бросить вызов судьбе и богам.

    На дворе стоит 1926-й год и мир находится на грани исчезновения... Древнее и могущественное существо готово проснуться и покрыть известный нам мир мраком. По всему миру открываются порталы, из которых вылезают различные чудовища, а древние культы поднимаются с колен. Но находится группа героев, которые готовы рискнуть всем, чтобы предотвратить надвигающийся ужас. Бесстрашные путешественники отправляются в путь по всему миру: от заснеженных вершин Гималаев до шумных улиц Сан-Франциско, чтобы собрать улики, решить загадки, уничтожить монстров и защитить мир от потусторонней угрозы. Готовы ли Вы присоединиться к ним и поставить на кон всё, что вам дорого, ради спасения этого мира?

    Как играть

    "Древний Ужас" – это кооперативная игра для 1-8 человек. Каждый игрок выбирает себе одного из двенадцати сыщиков, которые различаются по запасу здоровья, рассудка, а также пяти навыкам: знанию, общению, вниманию, силе и воле. Путешествуя по всему миру, сыщики решают загадки, попадают в ловушки и сражаются с монстрами. Также во время партии игроки будут получать различные полезные предметы, находить союзников, артефакты и заклинания. Каждый раунд игры проходит в три фазы:

    • Фаза Действий, в которой игроки перемещаются по игровому полю, покупают необходимые предметы, союзников и различные услуги, а также билеты на корабли и поезда, для более быстрого передвижения по миру
    • Фаза Контактов – в эту фазу игроки вступают в один из трёх контактов: в боевой, локационный и контакт с жетоном. Чаще всего на определённый тип контакта тянется карта, на который описаны события, положительные или отрицательные
    • Фаза Мифа – в которую ведущий игрок тянет карту Мифа и разыгрывает эффекты этой карты в указанном порядке. Каждый из эффектов по-своему влияет на вашу партию

    Кто победил?

    Для того, чтобы победить, группе исследователей необходимо разгадать три загадки, которые уникальны для каждого Древнего. Но, если жетон безысходности достиг нуля, Древнее Зло просыпается и сыщикам приходится сразиться с ним в открытом противостоянии. Если же игроки не смогли победить, то мир покрывается тьмой и всё человечество проигрывает.

    Особенности игры

    Эпическая настольная игра "Древний Ужас" создана специально для любителей серии "Ужаса Аркхэма", а также фанатов мистики и произведений Лавкрафта. Игра окунёт Вас в мрачную атмосферу, где каждый Ваш шаг влияет на будущее всего мира. Вы сможете путешествовать по всему земному шару, попытаться расшифровать тайные послания и победить потусторонних тварей. Игра имеет несколько уровней сложности и подойдёт как заинтересовавшимся новичкам, так и бывалым сыщикам. А каждый из Древних имеет уникальную колоду с загадками и свои характеристики. Сможете ли Вы теперь безмятежно спать по ночам, зная, что Древний Ужас почти проснулся?

    Наконец, дошли руки до написания полноценного обзора по настольной кооперативной игре «Древний Ужас» ().

    Первая информация об Eldritch Horror неожиданно появилась накануне выставки Gen Con 2013. Когда только мельком глянул новости, даже читать не стал, потому что решил, что нас ждёт 100500"ое дополнение для «Ужаса Аркхэма», к которому у меня как было весьма , так и осталось. Но вскоре стало понятно, что это будет абсолютно новый проект, тоже во вселенной Лавкрафта, но доработанный и более современный. Захотелось дать игре шанс, тем более, что пошла на «ура».

    По сути это тоже приключенческая игра с вкраплениями детектива и мистики с Ктулху, зомби и путешествиями в параллельные вселенные. Игроки выступают в роли сыщиков, которые пытаются остановить древнее зло, желающее уничтожить наш мир. Ключевое отличие от «Аркхэма» здесь в том, что арена действий теперь не маленький североамериканский городок с непонятным названием, а весь мир от Сибири до Антарктиды. Героям предстоит расследовать череду таинственных событий, происходящие в разных уголках планеты, и собирать из них общую головоломку заговора. В своих путешествиях сыщики побывают в таинственных гробницах, заброшенных храмах, в штаб-квартире сектантов и прочих странных местах, включая другие миры. По ходу всего приключения им будут противостоять безумные фанатики, мафиози, коррумпированные представители власти, а также всевозможные монстры и непонятные существа из других вселенных, в том числе древнее божество, великий Древний. Затравка многообещающая.

    Что касается традиционного описания компонентов, то сложно будет что-то добавить к заметке о с кучей фотографий, поэтому не будем откладывать в долгий ящик и сразу перейдём к описанию геймплея.

    Подготовка к бою с Древним — настольные будни

    В книге правил этапы подготовки к партии в Eldritch Horror отлично расписаны (в отличие от того же «Ужаса Аркхэма»), поэтому ошибиться тут сложно. Сначала игроки должны определиться со своими альтер-эго: их есть 12 разных на выбор, каждый со своей историей, способностями, умениями и слабостями на любой вкус. Потом нужно выбрать главного противника — Древнего. Всего их 4 в коробке, и партия очень сильно отличается в зависимости от выбора на этом этапе. После этого, по большей части, вам предстоит много, очень много, мешать всяких карточек, отбирать нужные, снова мешать, раскладывать по стопкам и далее в том же духе. Ещё нужно будет разложить все многочисленные жетоны (привет Fantasy Flight Games) по игровому полю, по трекам, по карточкам — будьте готовы к весьма монотонному процессу. В общей сложности вся подготовка занимает минут 15-20, но зато в итоге у вас получится вот такой вот внушительный сетап (надеюсь, вы уже обзавелись столом правильного размера):

    Игровой процесс — тянем карты, кидаем кубы

    Большая часть игрового процесса Eldritch Horror построена на прохождении всевозможных проверок навыков персонажей, например, в бою или при решении головоломок. У каждого героя есть свои базовые показатели силы, знаний, наблюдательности и т.д. (от 1 до 4), которые можно ещё прокачивать по ходу партии и модифицировать карточками предметов или союзников. Эти показатели — количество кубов, которые игрок будет кидать в соответствующей проверке, а результат 5+ на кубике — это успех. В общем, покидать кубики вам удастся изрядно.

    Каждый ход состоит из 3 фаз.

    1) Фаза действий

    Это единственная фаза, когда игроки могут осознанно принимать какие-то решения, действовать и готовиться к будущим приключениям. Можно отдыхать, обменивать снаряжением, активировать специальные эффекты карт и так далее.

    На этом этапе игроки также перемещаются между ключевыми точками на карте, что реализовано достаточно интересно. По умолчанию движение всегда происходит в смежную зону, будь то соседний город, неизведанная дикая территория или, например, открытый океан. Но, находясь в городе, можно потратить действие, чтобы купить билет на поезд или корабль (про самолёты авторы забыли, что, конечно, создаёт некоторые препятствия). Эти билеты можно скинуть, чтобы увеличить своё движение на соответствующее число смежных зон (но не больше 2), перемещаясь по железной дороге или по воде.

    Занятно авторы решили реализовать и покупки нового снаряжения, оружия и союзников. На игровом поле располагается восполняемый пул доступных покупок из 4 карточек. В свой ход любой из сыщиков, находящихся в городе, может попробовать купить что-то из этого пула, пройдя тест по влиянию. При неудаче всегда можно взять в долг у неких более влиятельных лиц, чтобы всё-таки получить заветное улучшение. Сам факт «долга» отмечается специальной картой состояния, на обратной стороне которой указаны последствия этого опрометчивого поступка, которые нам ещё предстоит узнать. Можно, например, оказаться в больнице после встречи с коллектором гангстеров или загреметь за решётку. Никаких жетонов денег, никаких лишних перемещений в поисках нужных вещей, никаких в пустую потраченных действий. Жаль только, что остальные проверки не так благосклонны к сыщикам.

    2) Фаза взаимодействия

    После того, как все игроки сделали все свои осознанные действия, им остаётся только тянуть карты событий в соответствии с местом, в котором они закончили свой ход. Обычно в больших городах вас ждут какие-то бонусы, бесплатные заклинания или улучшение навыков. Если же в вашем городе есть открытые врата, можно попробовать их закрыть, отправившись в другой мир. В отдельных уголках земного шара можно присоединиться к экспедиции за реликвиями (привет ) или разобраться со зловещими слухами (привет ). В диких землях и на море вас может ожидать вообще всё, что угодно. В 99% случаев придётся проходить проверку какого-то навыка и либо получать награду, либо нести тяжёлые потери. Герои теряют здоровье и рассудок, ловят проклятия, безумства и прочие неприятные состояния, некоторые из которых могут вывести персонажа из игры вообще навсегда. Не то чтобы тут нет никаких модификаторов, но игра достаточно сурова и непредсказуема. Конечно, всегда можно скинуть улику, чтобы перебросить 1 кубик, но получать эти улики — это своя отдельная история и новая цепь испытаний, которая может и не закончиться ничем хорошим. К тому же эти жетоны, как ничто другое, важны для успешного прохождения игры.

    3) Фаза мифов

    Скажем так, это такой «технический» этап, когда по воле одной единственной карты на игроков сваливается очередной поток неприятностей. Открываются новые врата, из них лезут неизвестные агрессивные существа, маркеры треков перемещаются, приближая конец партии, активируются негативные эффекты карт в игре (обострения шизофрении, выплата долгов и т.д.), где-то появляются слухи (о смертельной болезни или каком-нибудь сумасшедшем колдуне) и так далее и тому подобное. Радует только, что не всё сразу. В этот же момент на игровом поле появляются новые улики, что, в общем-то, неплохо, но найти время для их исследования бывает крайне проблематично. Наконец, может произойти какое-то несвязанное с общим сюжетом событие, из-за которого кто-нибудь может легко умереть или наоборот восстановить здоровье или получить какой-то бонус.

    Партия продолжается до тех пор пока по карте Древнего не случится либо победа, либо полное поражение игроков. Обычно для этого требуется выполнить 3 задания на картах Тайн, например, закрыть определенное количество врат или накопить жетоны улик. Результат очень сильно зависит от удачи и скорости продвижения трека Тьмы, которое происходит достаточно нелинейно. Рассчитывайте, что вам понадобится от 3 часов на партию, а на первых порах, скорей всего, даже больше.

    Впечатления

    Не сказал бы, что Eldritch Horror произвёл какую-то революцию в плане механики или игрового процесса. В целом я могу сказать, что перед нами «Ужас Аркхэма» 2.0 или то, чем должен (и всё ещё может) был бы стать «Аркхэм» после своих многочисленных переизданий.

    Разработчики максимально постарались, чтобы во время партии игра рассказывала нам историю, а не превращалась в череду вытягивания карт несвязанных событий и обезличенных бросков кубиков. До уровня Mansions of Madness добраться, конечно, не получилось, что достаточно ожидаемо, но качественный шаг вперёд — налицо. Древний — это не просто листок с количеством здоровья, силой атаки и условиями победы. Для каждого из них есть своя колода тайн, которые игрокам необходимо разрешить для удачного завершения приключения, и уникальный набор улик, которые непосредственно связаны с сюжетом. Саспенс вырос, погружение появилось.

    В заключение могу сказать, что Eldritch Horror — один из самых ярких представителей настольных игр в приключенческом жанре за последние годы. Фанаты «Ужаса Аркхэма» будут в восторге однозначно, потому что, чего уж там, это новый виток развития от Fantasy Flight Games.

    • Простые и понятные правила;
    • Глубокое погружение в историю;
    • «Ужас Аркхэма» без нагромождения лишних компонентов и механик;
    • Шикарное оформление (пусть мы и видели уже эти картинки в других настолках);
    • Вменяемое время партии;
    • Доступность для новичков;
    • Можно сразиться с Ктулху один на один 🙂
    • Без погружения в атмосферу партия превращается в соревнование по метанию кубиков;
    • Маловато Древних и карточек тайн для них в базе;
    • Всего 4 дешёвых кубика в комплекте, хотя для некоторых проверок может понадобится все 10.

    Настольная игра «Древний ужас»

    Когда в 2013 году игра «Древний ужас» неожиданно появилась на выставке Gen Con, поклонники настолок обошли ее вниманием. Всем показалось, что это очередной клон «Ужаса Аркхэма», игры, конечно, популярной, но обросшей таким несчетным количеством дополнений, что очередное уже никому не интересно. Однако постепенно игроки распробовали новинку, и стало ясно, что «Древний ужас» это хоть и сделанная по мотивам, но все-таки самостоятельная игра, которая к тому же обладает рядом преимуществ по сравнению с «оригиналом».

    В Интернете «Древний ужас» окрестили «Ужасом Аркхэма» 2.0. Исходная игра стала культовой, однако этот факт не исключает пары серьезных недостатков, о которых мы рассказывали в нашем обзоре . «Древний ужас» - попытка эти недостатки исправить. Слишком сложные правила? Упростим. Слишком долгая партия? Сделаем покороче. Много механизированных действий? Уменьшим. Причем авторы «второй версии» не стали все менять радикально. По сравнению с другими настолками «Древний ужас» все равно остается и сложной, и долгой игрой, однако относительно «Ужаса Аркхэма» прогресс налицо.


    Неудивительно, что за два года, прошедшие после дебюта, «Древний ужас» серьезно потеснил «Ужас Аркхэма». Все больше любителей настолок-ужастиков предпочитают именно этот, облегченный, вариант игры.

    Комплектация, стартовый набор

    То, что «Древний ужас» родственник «Ужасу Аркхэма», хорошо видно по коробке - дизайн совпадает. Издатель просто поменял сюжет на картинке. Сама коробка также богато наполнена, как и в оригинальной игре. Чего тут только нет: игровое поле, 12 листов, подставок и жетонов героев, 4 кубика, 303 карты в 12 категориях и 215 жетонов в 13 категориях. Такое многообразие не обещает скорого начала игры. И действительно, даже если хорошо знать правила, стартовая раскладка занимает 15-20 минут.

    Обращает на себя внимание новое игровое поле. Если в оригинальной игре события разворачивались в вымышленном городке Аркхэм, то в «Древнем ужасе» все гораздо масштабнее: игровое поле - это карта всего мира, в котором роль локаций выполняют города или географические объекты. Игровая суть не поменялась, но выглядит более интересно. К тому же мировой масштаб игры позволил реализовать новые фишки, связанные с движением, но об этом ниже.

    Как и в оригинале, игра начинается с выбора персонажа. Выбирать можно как угодно, кто-то любит делать это в открытую, кто-то в закрытую, это не принципиально. Кстати, персонажи не такие, как в «Ужасе Аркхэма», впрочем, и совсем новыми их сложно назвать - все они использовались в дополнениях к «оригиналу».


    Игрок получает лист персонажа, а также фишки, обозначающие количество его жизней и элементов рассудка. С одной стороны, все так же, как и в «Ужасе Аркхэма», но одно очень важное отличие есть. Если в оригинальной игре персонажи имели ползунки навыков и перед каждым ходом могли менять соотношение различных параметров, то в «Древнем Ужасе» навыки зафиксированы. И, знаете ли, так даже удобнее.

    Еще перед началом игры необходимо выбрать Древнего. Это также можно делать как в отрытую, так и в закрытую. Увы, но Древних всего четверо, что для регулярных игр маловато. В правилах не прописано, но игроки обратили внимание, что все Древние разной сложности. Сложнее всего выиграть, играя против Ктулху. От того, кто противостоит персонажам, серьезно зависит ход игры, ведь цель - раскрыть тайны Древнего, а они у каждого свои. Тайна представляет собой задание, которое нужно выполнить на карте. Если игроки допустили появление в мире Древнего, то им для победы необходимо будет выполнить дополнительный «квест». Задания могут быть разные - от «убить определенное количество монстров» до «собрать определенное количество улик», но все они подобраны так, чтобы игрокам было сложно их выполнить.

    Максимальное количество игроков, разрешенное правилами, - восемь. Но можно играть маленькими составами вплоть до одного человека. Когда игроков мало, каждый может брать по нескольку персонажей.

    Механика игры

    Глобально больших отличий в механике игры по сравнению с «Ужасом Аркхэма» нет. Сыщики ходят по локациям, закрывают врата в потустороннем мире, сражаются с монстрами, инициируют контакты для получения различных «плюшек», разгадывают тайны Древнего. Но на уровне деталей различий предостаточно.

    Самое, на наш взгляд, главное отличие - сокращение количества фаз хода. В «Ужасе Аркхэма» каждый ход состоит из пяти этапов, что требует немало времени, в «Древнем ужасе» фазы только три, к тому же они логичнее и понятнее. Скажем, в первой фазе движения у игрока есть два действия, которые он может потратить на шесть возможных дел, причем они должны быть разными. Это несложно даже для новичков.


    Интересной показалась идея с билетами. Игрок за ход имеет право переместиться только на одну локацию (это как раз одно действие), но может также купить билет на пароход или поезд (в зависимости от того, в какой он локации находится - водной или сухопутной). В следующем ходу эти билеты можно использовать для дополнительного перемещения.

    Если первая фаза хода - это действия, то вторая посвящена контактам. В зависимости от того, в какой локации находится персонаж, он может разыграть обычный контакт, попробовать закрыть врата (контакт в потустороннем мире) либо отправиться в экспедицию. Почти наверняка во время контакта придется проверять какой-либо из навыков, но вот какой - предугадать очень сложно. Этот нюанс почти сводит на нет тактику разделения обязанностей между персонажами, мол, один прокачивает только силу, второй - волю и так далее, пригодиться может все что угодно, а повысить все и сразу сложно.

    Единственная возможная специализация в игре - это силовая, потому что ведение боя не поменялось по сравнению с «Ужасом Аркхэма». По-прежнему необходимо пробрасывать волю (и терять единицы рассудка, если не пробросил) и силу, тогда как другие параметры игнорируются. Если персонаж сильный от природы, да еще и вооружился артефактом (кстати, ими можно обмениваться), то такой игрок становится крушителем, которого отправляют «мочить» самых сильных монстров.

    Третья фаза хода - сугубо техническая. В ней вскрываются новые карты мифов, появляются на карте монстры, врата и улики, проходят слухи и иные случайные события, которые могут принеси сыщикам как хорошее, так и плохое.

    Удачной можно оценить и реализацию нового механизма покупки вооружения и снаряжения. На игровом поле в специальных ячейках в случайном порядке выкладываются различные карточки с «плюшками», которые можно купить, потратив действие и пройдя проверку влияния. «Цены» на рынке весьма высокие, и прокачать влияние до нужного уровня непросто, однако если немного не хватает, то можно взять в долг и получить желаемое. Естественно, заем не проходит бесследно для игрока. Он получает специальную карту состояния и ждет, пока придет расплата. Когда она точно придет, неизвестно, в чем конкретно будет состоять - тоже. Понятно, что ничего хорошего игроку ждать не приходится, но размеры урона в разных картах долга меняются. Система долгов для настольной игры этого жанра отлично подходит. При оглашении мифа сидишь как на пороховой бочке: а не придется ли расплачиваться в этом ходу? Рынок и система долгов заменили жетоны денег и необходимость ходить за вещами в особые локации, которые в «Ужасе Аркхэма» многих игроков раздражали.

    Как и в оригинальной игре, в «Древнем ужасе» игрокам приходится следить за шкалой безысходности. Если довести ее до критического уровня, то проснется Древний и шансы на победу игроков будут сродни чуду. В новой версии перемещения по этой шкале зависят от абсолютно нового элемента - круга знамения. Он сдвигается каждый ход и указывает, по какому знаку игрокам необходимо считать безысходность в этот раз. Сколько открытых врат находится на карте с таким знаком, на столько делений безысходность и передвигается. Это правило вносит в игровую тактику новую струю - важно не только закрывать врата, но и делать это в определенный момент, пока круг знамений не дошел до знака этих врат.

    Важным отличием от «Ужаса Аркхэма» стал еще тот факт, что улики в игре теперь строго привязаны к локациям, а не появляются в хаотичном месте. На обороте каждой улики есть номер локации, где она должна появиться. Улики также используются в роли своеобразной «жеребьевки», когда нужно случайным образом что-то поместить на карту. Это правило заставляет сделать своеобразный «сброс» улик и второй раз их в игре не использовать.

    Иной в «Древнем ужасе» стала работа с картами. Они теперь делятся на четыре типа: активы (небольшие полезные безделушки), артефакты (вещи, которые значительно увеличивают силу персонажа), заклинания (дополнительные элементы, которые позволяют разово получать определенные преимущества) и эффекты. Последнее - самое интересное: тут есть как полезные, так и вредные опции, но главное то, что эффект работает, пока его не отменят особым действием, которое у каждого эффекта свое. Среди эффектов есть очень неприятные карты, например «проклятие». Пока игрок проклят, он проходит проверку, только выбросив «шестерку» на кубике (по умолчанию это еще и «пятерка»), а это уменьшает весь боевой потенциал игрока в два раза.

    Это далеко не все различия с базовой игрой, но самые существенные. В остальном «Древний ужас» повторяет «Ужас Аркхэма». Скажем, там аналогичная система боя, очень похожий механизм закрывания врат, сохранилась и ориентированность на кубики - почти все события в жизни персонажей происходят после того, как они пробрасывают какой-то навык (то есть побороть излишнюю механизированность авторам второй игры все-таки не удалось). Сохранилось и чувство страха и ужаса, которое не покидает игроков во время всего раунда: в любой момент с персонажем может произойти что-то плохое. Также сложно, как и в оригинальной игре, одержать победу, причем это сознательный расчет авторов - игроки постоянно должны ходить на грани поражения, а выиграть смогут лишь те, кто нащупает эту грань.

    Выводы

    Модификация классической настольной игры получилась на славу. Авторы «Древнего ужаса» учли претензии к «Ужасу Аркхэма» и смогли если не избавиться полностью, то сократить влияние недостатков на геймплей. Игра стала немного проще и понятнее, особенно для новичков, ряд запутанных механик остались в прошлом, до вменяемых размеров сократилось время партии, при этом базовые ценности игры, такие как атмосфера, литературный бэкграунд Лавкрафта или вариативный сценарий с возможностями ведения совместной тактики или стратегии, остались.

    Нужно понимать, что упрощение и убыстрение игры оказались возможны лишь до определенной степени. Правила все равно занимают 16 страниц формата A4, а партия продолжительностью менее чем три часа - большая редкость. Поэтому можно предположить, что «Древний ужас» направлен не на привлечение новых категорий игроков, а на сохранение старых поклонников «Ужаса Аркхэма». Тем, кто не любит сложные и длинные игры, «Древний ужас» тоже вряд ли придется по душе, но вот для игроков, которым в целом нравился «Ужас Аркхэма», но они стали уставать от перегруженного сценария и слишком долгих партий, это отличная замена.

    Кстати, стоят обе игры примерно одинаково - 3500 рублей. Стоит ли удивляться, что «Древний ужас» по популярности начал обгонять оригинальную игру?