• Слепое печатание на клавиатуре. Слепой метод печати. Слепой десятипальцевый метод печати. Сохранение здоровья и энергии

    (1–4-й класс)

    Федеральный государственный стандарт начального общего образования утвердил требования к основной образовательной программе для начальной школы: к содержанию, условиям и результатам ее освоения.

    К результатам освоения основной образовательной программы отнесены личностные , метапредметные и предметные .

    К метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающим овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями, относится умение учащихся «вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета».

    В содержательный раздел примерной основной образовательной программы начального общего образования входит программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-­коммуникационных технологий.

    Ориентирование младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.

    В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника.

    Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить на всех занятиях по отдельным учебным предметам, а также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеурочной деятельности школьников.

    Современные реалии таковы, что персональный компьютер стал для многих неотъемлемой частью повседневной жизни. Современный пользователь ПК каждый день пишет электронные письма, общается на форумах и в блогах. При этом скорость и непринужденность общения с новыми и старыми друзьями напрямую связаны со скоростью печати.

    Слепая печать (слепой десятипальцевый метод печати) – это методика набора текста всеми пальцами рук, не глядя на клавиши клавиатуры.

    Метод десятипальцевой слепой печати обеспечивает:

    • обучение грамоте (учащиеся лучше запоминают образ печатной буквы, тренируются составлять, читать и печатать слоги, слова и предложения);
    • развитие орфографической зоркости;
    • повышение грамотности;
    • накопление опыта работы с информационными объектами (текстами, рисунками, таблицами, анимацией и т. д.);
    • подготовительное обучение информатике и успешное освоение ИКТ с начальной школы, освоение компьютера как инструмента;
    • развитие памяти, воображения, мышления;
    • стимуляцию мелкой (тонкой моторики) и активизацию соответствующих отделов мозга, а также соседних зон, отвечающих за речь;
    • развитие тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук;
    • быстрое общение с друзьями и одноклассниками через сеть;
    • низкую утомляемость при продолжительной работе (нет необходимости переводить глаза с монитора на клавиатуру и наоборот, а также с «бумажного» оригинала на монитор при перепечатке текста и наоборот).

    Обычным при начальном изучении компьютера является т. н. «зрячий», или «двупальцевый» метод набора, – «найти и нажать». При этом наборе нужно найти каждый следующий символ, зрительно ориентируясь по маркировке на клавишах (что значительно замедляет набор, но, с другой стороны, не требует какой-либо предварительной подготовки пользователя).

    Обучение же слепому методу печати может позволить вводить текст «вслепую» быстро и безошибочно. При слепом методе печати больший упор делается на мышечную память и тактильные ощущения пальцев, чем на зрение. Однако этот метод требует специального обучения.

    Скорость освоения метода во многом зависит от психофизиологических особенностей человека, а скорость слепой печати зависит от времени тренировок и индивидуальных особенностей человека (строение рук, состояние нервной системы и т. д.). Средний обученный пользователь достигает при прохождении «10-минутного теста» скорости от 200 до 400 ударов в минуту.

    Обучение слепому методу печати

    Плюсы слепого метода печати не только в экономии времени, но и в здоровьесберегающих аспектах, таких как сохранение зрения и осанки.

    Если набирать длинный текст, постоянно переводя взгляд с монитора на клавиатуру и обратно, то глаза очень быстро начинают уставать. Причина в том, что расстояние от клавиатуры до экрана обычно разное, происходит постоянная перефокусировка. К тому же положение глаз при взгляде на клавиши часто близко к крайнему нижнему, в котором их непросто удерживать (это, конечно, зависит от расположения клавиатуры). При плохом освещении ситуация ещё хуже – сказывается большая разница в яркости и контрастности объектов, между которыми перемещается наш взгляд. В результате сначала могут просто начать болеть глаза, а потом, вероятно, и зрение может ухудшиться.

    Правильное положение тела при работе за компьютером примерно такое: спина не согнута, плечи расправлены. А если смотреть на клавиатуру, то так и тянет сгорбиться, опустить голову и, как следствие, заработать сколиоз.

    Методика обучения слепому методу печати

    Правильная посадка и положение рук

    Каждое занятие следует начинать с проверки посадки и положения рук.

    Перед выполнением заданий всегда обращайте внимание учащихся на посадку и положение рук.

    Сидеть желательно на стуле или вращающемся кресле со спинкой. Угол между позвоночником и бедром и между бедром и голенью должен составлять 90 градусов. Сидеть необходимо прямо, не нагибаясь и не наклоняя голову. Взгляд должен быть направлен вперед, в центр экрана монитора. Запястья не должны провисать. Расстояние от глаз до экрана монитора – от 40 до 70 сантиметров.

    Потренируйте учащихся в соблюдении правильной постановки рук и пальцев на клавиатуре ПК:

    1. Согните руки в локте, вытяните кисти вперед ладонями вниз.
    2. Соедините кисти, соприкасаясь указательными пальцами; большие пальцы опущены вниз.
    3. Первые две фаланги пальцев опустите вниз, слегка согнув их.
    4. Разведите кисти в стороны, оставив между указательными пальцами расстояние, равное 4 см.
    5. Опустите руки на клавиатуру (левый указательный палец попадет на клавишу А, а правый – на О; данные клавиши имеют выступ, что позволяет контролировать правильность расположения рук).

    Если рекомендации будут выполнены правильно, то все пальцы встанут на основную позицию, касаясь кончиками середины отведенных им клавиш. При постановке на основную позицию пальцы рук должны быть слегка согнутыми, как будто рука держит круглый предмет. Указательные пальцы слегка касаются кончиками середины клавиш А и О, но не опираются на них. Посадка за ПК и правильность расположения руки приведены на рисунке.

    Совет: При отработке первых ударов по клавишам не забывайте о положении локтей. Не следует слишком сильно прижимать их к туловищу или далеко отводить в стороны. От плеча руки должны быть свободно опущены вниз, иначе кисти примут неправильное положение на клавиатуре.

    Ритм печати

    При выполнении упражнений обращайте внимание учащихся на ритм печати.

    Ритм печати – это чередование ударов по клавишам через равномерные промежутки времени. Чем короче промежутки между ударами, тем выше скорость печати.

    Совет: При работе на компьютере необходимо соблюдать определённый ритм, равномерно выполнять удары по клавишам. Лишь в этом случае можно добиться высокой скорости печати.

    Для выработки ритмичной печати применяется ритмическая тренировка, входящая в систему упражнений по отработке правильных ударов по клавишам и движений пальцев рук. Удары по клавишам должны быть отрывистыми и несильными, но резкими, без задержки пальца на клавише; движения пальцев к клавишам соответствующей зоны – точными. Удар выполняется подушечками пальцев, в нём принимают участие и кисти рук. При печати руку поднимают над клавиатурой примерно на 1–2 см, а затем быстро и энергично ударяют по нужной клавише и возвращают палец на исходную позицию. Сила удара должна быть достаточной для достижения отрывистости удара.

    Совет: Для быстрой печати следует соблюдать равномерный ритм с постепенным увеличением темпа, то есть сокращением промежутков времени между ударами по клавишам.

    С первых уроков необходимо добиваться независимых движений пальцев: когда один палец выполняет удар, другие расслаблены. Мышцы пальцев должны действовать во время выполнения удара, а сразу после него расслабляться.

    Автоматизм движения пальцев вырабатывается в результате продолжительной тренировки. Слепой метод печати можно считать освоенным только тогда, когда оператор перестает контролировать движение пальцев на клавиатуре.

    Совет: Не гонитесь за скоростью, обращайте особое внимание на безошибочность печати. Скорость печати легко увеличить в процессе повседневной работы, после того как вы уже освоили клавиатуру в полном объёме.

    Десятипальцевый метод печати на клавиатуре

    Покажите учащимся, что клавиатуры ПК спроектированы таким образом, что позволяют выполнять все необходимые операции: печатать, редактировать и форматировать тексты при помощи сочетания клавиш без использования мыши, что существенно повышает скорость оформления текстов.

    Объясните учащимся, почему снижается скорость печатания, когда печатающий смотрит на клавиатуру.

    Совет: Не следует нажимать на клавиши не теми пальцами, впоследствии это может сильно снизить скорость печати.

    При выполнении упражнений следует добиваться полного автоматизма, лишь механически и в нужной последовательности нажимая клавиши.

    Совет: Чтобы эффективно изучить десятипальцевый метод, лучше заниматься ежедневно.

    Каждый учащийся будет осваивать слепой метод печати, в своём темпе переходить к каждому последующему заданию.

    Совет учащимся: Не следует переходить к следующему упражнению, не добившись достаточной гибкости в пальцах в предыдущем упражнении.

    Расположение пальцев на клавиатуре

    Обратите внимание учащихся, что все компьютеры, независимо от операционной системы и марки, имеют стандартную клавиатуру с буквами алфавита, цифрами и знаками. Клавиатура состоит из четырёх рядов: верхний ряд – цифры и специальные знаки, на остальных расположены буквы и знаки препинания. В центре клавиатуры размещены клавиши с буквами, которые чаще всего повторяются в текстах; их обслуживают более развитые и подвижные пальцы: указательные и средние.

    Ряды клавиатуры располагаются снизу вверх: 1-й ряд называется нижним, 2-й – основным, 3-й – верхним, 4-й – цифровым. Изучение клавиатуры начинают со второго ряда. Этот ряд получил название основного, поскольку на нём расположены буквы алфавита, наиболее часто повторяющиеся в текстах. От этого ряда, расположенного в центре клавиатуры, удобно делать движения пальцами при ударах во время письма в пределах отведённой им зоны.

    На рисунке приведена схема русской клавиатуры. Схема дает представление о зонах движения соответствующих пальцев к нужным клавишам, приучает к слепому методу письма десятью пальцами .

    Особое внимание учащихся следует обратить на расположение пальцев на клавишах основного ряда (см. рисунок):

    Эти клавиши называют «основной позицией».

    Не вошедшие в этот перечень буквы располагаются на так называемых дополнительных клавишах второго, основного ряда клавиатуры.

    Клавиши с буквами распределяются следующим образом:

    • левая рука: мизинец – ф, безымянный – ы, средний – в, указательный – а;
    • правая рука: указательный – о, средний – л, безымянный – д, мизинец – ж;
    • к левому указательному пальцу – а, п, к, е, м, и;
    • к правому указательному – о, р, н, г, т, ь;
    • к левому среднему – у, в, с;
    • к правому среднему – ш, л, б;
    • к левому безымянному – ц, ы, ч;
    • к правому безымянному – щ, д, ю;
    • к левому мизинцу – й, ф, я;
    • к правому мизинцу – з, ж, э, х, ъ;
    • большими пальцами обеих рук нажимают на клавишу пробела.

    На начальном этапе обучение слепому десятипальцевому методу печати проводится без учёта регистра. Регистры, знаки препинания, цифры, вспомогательные символы – это уже следующий этап, к которому можно переходить, овладев навыком слепой десятипальцевой печати в нижнем регистре (строчными буквами). Практика показывает, что их изучение занимает не более 5–10% времени, потраченного на изучение нижнего регистра клавиатуры. Да и расположение их на разных клавиатурах, в разных операционных системах различно.

    Прежде чем приступить к освоению набора текстов на русском языке, обратите внимание учащихся на следующие клавиши: Backspace , Delete , Enter , Space .

    • Клавишу Backspace нажимают мизинцем правой руки. Данная клавиша используется для удаления символа, находящегося слева от курсора. Она предназначена для исправления ошибок, которые возникают при наборе текстов.
    • Действие клавиши Delete напоминает действие клавиши Backspace. Её также нажимают мизинцем правой руки. Служит для удаления символа, находящегося справа от курсора.
    • Клавишу Enter нажимают мизинцем правой руки. Используется для перевода строк.
    • Клавишу Space нажимают большим пальцем левой или правой (свободной в данный момент) руки. Она предназначена для проставления пробелов между словами в предложении.

    Комплекс упражнений, необходимых для овладения методом слепой печати

    Упражнения 1 уровня (начальный уровень)

    Упражнение 1.1. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте поочерёдно буквы основной позиции. Под левой рукой получится ФЫВА, под правой – ОЛДЖ. Печатая, старайтесь запечатлеть в памяти ощущения, возникающие при движении пальцев. После каждого удара воспроизводите его мысленно.

    Упражнение 1.2. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Р и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

    Упражнение 1.3. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише П и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

    Упражнение 1.4. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Н и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

    Упражнение 1.5. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Г и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

    Упражнение 1.6. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Т и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

    Упражнение 1.7. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Ь и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

    Упражнение 1.8. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише И и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

    Упражнение 1.9. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише М и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

    Упражнение 1.10. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише К и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

    Упражнение 1.11. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише Е и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

    Упражнение 1.12. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым средним пальцем Ш и Б, левым – У и С. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

    Упражнение 1.13. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым безымянным Ю и Щ, левым – Ц и Ч. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

    Упражнение 1.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым мизинцем Э, З, Х, Ъ и Ё, левым – Я и Й. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

    Совет: Проделайте заново упражнение со всеми буквами: один раз ударяете и три раза мысленно воспроизводите, держа руки в основной позиции. Проследите за тем, чтобы напряжённым был только работающий палец. Кисти должны совершать лишь вертикальные движения, иначе пальцы основную позицию потеряют. Все упражнения выполняйте ритмично, не торопясь.

    Выполняя упражнения начального уровня, учащиеся должны научиться:

    во-первых, уметь ставить руки на основную позицию автоматически и во время работы их не смещать;

    во-вторых, знать расположение букв на клавиатуре в совершенстве;

    в-третьих, запомнить движения пальцев к каждой клавише;

    в-четвёртых, все упражнения, в том числе мысленные, выполнять только ритмично, то есть с одной скоростью.

    Совет: Для быстрого запоминания клавиатуры мы задействуем воображение и органы чувств. Вообразите, что ваши указательные пальцы и клавиши, закреплённые за ними, зелёного цвета, средние пальцы с их клавишами – красные, безымянные – синие, а мизинцы – жёлтые.

    Посмотрите на рисунок.

    Возможно, для учащихся лучшим вариантом цветового расположения станет расположение цветов в радуге. Порядок цветов подсказывает известная фраза: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. По первой букве из слов легко вспомнить порядок цветов.

    Но в данном случае раскраска клавиатуры выполнена четырьмя противоположными цветами. Красному цвету противоположен зелёный, а жёлтому – синий.

    Совет (физминутка «Я – палец»):

    Встать прямо, согнуть руки так, словно вы собираетесь печатать. Вообразите себя жёлтым мизинцем левой руки. Вы висите над жёлтой квадратной клавишей Ф. Прыгните вперёд и как бы немного вверх на жёлтую треугольную клавишу Й. Чуть задержитесь и представьте у себя под ногами большую мягкую и горячую клавишу. Вернитесь на прежнее место. Во время прыжка мизинцем левой руки выполняйте движения, подобные тем, что вы делаете при печати. Отскочите назад и как бы немного вниз на жёлтую круглую клавишу Я. Ощутите под собой холод колючих льдинок. Возвратитесь обратно. Подпрыгните вверх и вообразите, что вы ударили по клавише Ф. Проделайте упражнение с имитацией движений всех пальцев. Если не устали, повторите ещё раз. Во время упражнений пальцы, движения которых вы имитируете, в точности повторяют действительные движения за клавиатурой.

    Одно занятие должно длиться не менее 20–25 минут. Уделяйте учёбе ежедневно как минимум час. И лучше проводите в день два-три коротких урока, разделённых временем, чем один длинный непрерывный. Не переутомляйтесь.

    Совет: При усталости рук сожмите пальцы в кулак и резко выпрямите, опустите вниз и расслабьте. Проделайте 8–10 раз. Помассируйте кисти движениями, напоминающими одевание тесных перчаток .

    Упражнения 2 уровня (базовый уровень)

    Обратите внимание учащихся на необходимость использования при наборе текста знаков препинания. Вспомните правила расстановки знаков препинания.

    Ознакомьте учащихся с правилами печати знаков препинания. Например, чтобы напечатать точку, нужно ударить по клавише с ней и сразу же другой рукой (ребром большого пальца) – по пробельной клавише.

    • Клавишу Backspace нажимают мизинцем правой руки. Данная клавиша используется для удаления символа, находящегося слева от курсора. Она предназначена для исправления ошибок, которые возникают при наборе текстов.
    • Действие клавиши Delete напоминает действие клавиши Backspace. Её также нажимают мизинцем правой руки. Служит для удаления символа, находящегося справа от курсора.
    • Клавишу Enter нажимают мизинцем правой руки. Используется для перевода строк.
    • Клавишу Space нажимают большим пальцем левой или правой (свободной в данный момент) руки. Она предназначена для проставления пробелов между словами в предложении.

    Установите руки в основную позицию. Напечатайте знаки препинания: точку, запятую, восклицательный и вопросительный знаки. Мысленно всё повторяете трижды. В процессе выполнения упражнения пытайтесь запомнить пространственно-мышечные ощущения.

    Упражнение 2.2. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

    я могу я могу я могу я могу

    Совет: В начале урока учащиеся печатают строчными буквами и без знаков препинания 3–4 раза с обязательным мысленным повтором каждого нового слова. Предложения отделяются друг от друга пробелом. Нужно стараться не смотреть на клавиатуру, печатать без опечаток и соблюдать одинаковые интервалы и поля.

    Упражнение 2.3. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

    я умею (мысленный повтор) я умею (мысленный повтор)

    Совет: Ударяйте по клавишам ритмично, но не спешите. Ритм снижает утомляемость и повышает производительность труда.

    Упражнение 2.4. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

    я могу печатать я могу печатать я могу печатать я могу печатать

    Упражнение 2.5. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

    печатать быстро я могу печатать быстро я могу

    Упражнение 2.6. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

    печатаю я всё быстрей печатаю я всё быстрей

    Упражнение 2.7. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

    печатать проще и быстрее печатать проще и быстрее

    Упражнение 2.8. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

    могу я хорошо печатать могу я хорошо печатать

    Упражнение 2.9. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

    печатаю я мигом всё печатаю я мигом всё

    Упражнение 2.10. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

    умею это хорошо умею это хорошо

    Упражнение 2.11. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

    и проще с каждым мигом и проще с каждым мигом

    Упражнение 2.12. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте четыре раза двустишие:

    печатать быстро я умею

    и с каждым мигом всё быстрее

    Упражнение 2.13. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте строки:

    Я запомню быстро всё. Я запомню быстро всё.

    Упражнения на освоение знаков препинания.

    Упражнение 2.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте строки:

    Запомню я стишок простой:

    Кавычки, точка с запятой,

    Звезды знак, скобка и другая,

    Плюс, равенство и перенос,

    Проценты, номер, запятая,

    И восклицанье, и вопрос.

    Упражнение 2.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте те же строки, заменяя название знака препинания его символом:

    Запомню я стишок простой:

    Упражнение 2.15. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте те же строки, заменяя постепенно все знаки на слова по правилу сцепки. Сначала четыре раза:

    Запомню я стишок простой:

    (и другая,

    И перенос,

    % № запятая,

    И! и вопрос.

    Потом четырежды:

    Запомню я стишок простой:

    Кавычки, точка с запятой,

    (и другая,

    Плюс = и перенос,

    % номер, запятая,

    И восклицанье, и вопрос.

    И так до полной замены знаков. Каждое новое слово печатайте ещё и мысленно.

    Упражнения по освоению цифр .

    Упражнение 2.16. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте считалку следующим образом:

    Не устану повторять:

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Шесть, семь, восемь, девять, ноль.

    Затем четыре раза таким образом:

    Повторите опять четырежды, добавив в цифровые ряды знаки:

    Не устану повторять:

    №6, №7, №8, №9, №0.

    Упражнения 3 уровня (основной уровень)

    Упражнение 3.1. Установите руки в основную позицию. Напечатайте текст:

    На пасеке.

    Алёша Соловьев живет в деревне Сосновка. Она стоит на берегу реки Быстрицы.

    У Алёши есть старший брат Костя. Он работает пасечником. Алёша любит помогать ему.

    Ранним утром братья приходят на пасеку. Среди деревьев стоят ульи. Жужжат пчёлы. Братья готовят рамки, чистят летки.

    Быстро проходит день.

    Здравствуйте, коллеги! Вам знакомы выражения «фыва» и «олдж»? Если нет, то дальше я расскажу как научиться быстро печатать и при этом смотреть только на монитор, не переводя взгляд на клавиатуру. Расскажу про онлайн сервисы которые использую сам и про фишки, помогающие ускорить процесс. Поехали!

    Многие могут признаться, что печатают на клавиатуре гораздо чаще, чем пишут авторучкой на бумаге. Компьютеры вошли в нашу жизнь прочно, отсутствие коих может осложнить даже быт и досуг, не говоря уж о работе, связанной с обработкой информации. Вопрос о возможности быстрого печатания сегодня встает перед людьми чаще, чем это можно было предположить лет пять назад.

    Еще учась в школе я ходил на курсы скоропечатания, это был год 2001. Мы обучались на печатных машинках и бумаге, так преподаватель могла отследить все наши ошибки. Сейчас же можно обучится быстрому печатанию самостоятельно, нее прибегая к тренингам, не тратя деньги и время на поездку.

    Но для этого необходимо не только запомнить расположение символов на клавиатуре, но и принять несколько условий:

    • Регулярность занятий . Печатание вслепую (именно этот метод считается наиболее быстрым и эффективным) подразумевает работу с мышечной памятью. Мышечная память развивается через множество повторений. Минимальный срок для прочной (до автоматизма) «записи» в мышечную память учеными считается срок в 40 дней. Если будете регулярно выполнять занятия на протяжении данного периода, то умение быстро печатать останется с вами на всю жизнь;
    • Положение тела и рук . Часто этот момент опускают, полагая, что обучающие печатанию ратуют его из-за недопущения искривления позвоночника. Здоровье важно, но существуют и другие причины. Главная причина – рациональность.

    Прямая осанка (ровный позвоночник) – это максимальная скорость взаимодействия между конечностями (в нашем случае пальцами рук) и головным мозгом. Другая причина – подключение к работе периферийного зрения, сигналы которого, минуя аналитический центр мозга, создают экспресс-мост между пальцами и центральной нервной системой.

    Локти при работе на клавиатуре находятся в «подвешенном» состоянии, гарантируя большую степень свободы для кистей и пальцев рук.

    Нужно запомнить начальное положение пальцев на клавиатуре, а при дальнейших занятиях соблюдать «зону влияния» для каждого пальца, даже если поначалу кажется, что на ту или иную клавишу проще нажать другим пальцем, а не тем, которым рекомендуется при занятиях. Система печатания отработана на протяжения многих десятков лет, рациональность положения и использования пальцев тщательно изучена. Как только пальцы приучатся работать «как надо», все ощущения неудобства исчезнут без остатка.

    Позиция пальцев на клавиатуре: «фыва» и «олдж»

    Часто задаваемый вопрос: «почему буквы на клавиатуре располагаются не по алфавиту?». Если буквы расположить по алфавиту, то их можно быстрее отыскать, так? Но не все так просто.

    Главным критерием расположения букв на клавиатуре стала частотность использования буквы. Буква «а», например, используется при печатании чаще, чем буква «ъ», поэтому «а» поместили под зону указательного пальца, с которым мы управляемся увереннее, чем с мизинцем (недаром новички начинают печатать с двухпальцевого метода, используя только указательные пальцы).

    Поэтому к центру клавиатуры (зона для указательных пальцев) собраны наиболее часто используемые буквы, а к периферии – те, что печатаются реже.

    Начальное положение пальцев. Коснитесь клавиш, на которых изображены русские символы «а» и «о». На этих клавишах есть рельефные отметины. Это «стартовые» клавиши. Они нужны для того, чтобы можно было, не глядя на клавиатуру, отыскать правильное положение пальцев.

    Нужно научится находить «стартовые» клавиши так же уверенно, как с закрытыми глазами обнаруживаем пальцем собственный кончик носа. А вырабатывается это умение так: смотрим в верхнюю часть монитора, а указательными пальцами пытаемся сразу поставить на клавиши «а» и «о». Десять удачных попыток подряд из десяти возможных – и можно переходить к следующему упражнению.

    Пальцы левой руки при стартовом положении занимают клавиши: «а» (указательный), «в» (средний), «ы» (безымянный), «ф» (мизинец).

    Пальцы правой руки при стартовом положении занимают клавиши: «о» (указательный), «л» (средний), «д» (безымянный) и «ж» (мизинец).

    Разделение клавиш по пальцам

    У каждого пальца на клавиатуре есть своя «зона влияния», которую нужно соблюдать и добиваться того, что бы пальцы не нарушали «суверенитет» друг у друга. Достигается это упорными упражнениями.

    Меньше всего «делить» между собой приходится большим пальцам: большой палец левой руки «владеет» клавишами «пробел» и «Alt» (слева), а большой палец правой руки работает с клавишами «пробел» и «Alt» (справа). Больше соблазна «нарушить суверенитет» случается у «уверенных» пальцев – указательного и среднего, которые так и тянутся к клавишам мизинца и безымянного.

    Отработка того, чтобы палец не перескакивал на клавишу другого пальца, проводится чередой печатания тренировочных слов и предложений, в которые входят буквы соседствующих зон.

    Удар по клавише

    Распространённая ошибка новичка: сильный удар по клавише. Возможно, что на механических пишущих машинках сила удара и имеет какое-то значение, но на электронных устройствах удар вполне можно заменить простым нажатием на клавишу. Для смыкания контакта под клавиатурой не нужно особой силы.

    Сильные удары приводят не только к быстрой усталости при печатании, но и весьма замедляют сам процесс.

    Для того, чтобы снять с пальцев основную нагрузку можно использовать правило: нажатие проводится подушечкой пальца, причем в нажатии участвует не столько мускульная сила пальца, сколько вес кисти. Кисть напоминает многоножку, которая перешагивает (или перепрыгивает) пальцами с одной клавиши на другую.

    Ритм печатания слепым методом

    Наработка ритма – это еще один секрет для быстрого и безошибочного набора текста не клавиатуре. Но к работе с ритмом нужно переходить только тогда, когда пройдены все предыдущие упражнения. Пальцы должны точно и уверенно знать собственные клавиши (Вспоминаем «фыва» и «олдж»).

    Начинать упражняться с ритмом нужно с медленного темпа. Главная задача при этом – достичь безошибочности при наборе текста при заданном (ровном) ритме. С учетом роста мастерства увеличивается и скорость темпа при печатании, но всегда остается критерий качества – это ровность ритма (без ускорения и замедления) и точность попадания пальцев по собственным клавишам.

    Многие творческие люди, когда долгий процесс постижения скоропечатания позади, словно отпускают ритм «на волю», и он начинает «вести» их воображение, проясняет аналитические решения, задает темп работы в целом.

    • Основная ошибка при усвоении быстрого печатания – это нерегулярность. Лучшее условие – ежедневные упражнения до достижения желаемого мастерства;
    • Задается слишком быстрый темп занятиям. Утомляемость накапливается изо дня в день. Лучше выполнять по одному упражнению, но каждый день, чем мучить себя десятком упражнений за день. Часто бросают занятия только потому, что устали, а результат в итоге меньше ожидаемого;
    • Задается слишком медленный темп занятиям. Упражнения должны чуть-чуть напрягать, заставлять добиваться новых достижений. Расслабленное выполнение не ведет к развитию. Занятие превращается в бесполезное времяпровождение.

    Как вы поняли, из школьных курсов по скоропечатанию я ничего не извлек, все со временем забыл, потому что не было должной практики. Печатать десятипальцевым методом я учился повторно, уже осознанно с помощью сервисов в интернете. Вот они:

    • Все10 (адрес: vse10.ru) — со статистикой и последовательными уроками. Рекомендую новичкам;
    • Клавогонки (адрес: klavogonki.ru) — место для тренировок, есть несколько разных режимов.

    Уделяя в день по 10-15 минут уже через месяц вы заметите результат, а еще 2 месяца регулярных тренировок помогут вам научиться печатать на клавиатуре так быстро, что вы забудете свой старый метод. Удачи в начинаниях!

    Эта статья состоит из 4200 символов. Если бы печатали вслепую, вы набрали бы её в среднем за 15 минут.

    1888 год: судебный стенографист Франк Эдгар Макгуррин решил поучаствовать в соревнованиях по набору текста и доказать, что придуманный им слепой метод ничем не хуже популярного тогда зрячего восьмипальцевого. Сказано - сделано. Макгуррин выиграл, получил приз в 500 долларов и сделал популярным свой метод.

    Что это такое

    Слепой метод печати (или по-другому машинопись) - способ ввода текста, при котором человек не смотрит на клавиатуру и использует все 10 пальцев. При этом развивается мышечная, а не зрительная память.

    Расположение клавиш на современных клавиатурах стандартизовано: так называемая раскладка QWERTY. Её изобрёл Кристофер Шоулз в 1868 году, чтобы клавиши с наиболее частыми буквосочетаниями размещались далеко и рычаги печатной машинки не цеплялись друг за друга. Именно на машинке с такой раскладкой победил Макгуррин.

    Преимущества слепой десятипальцевой печати

    1. Увеличится скорость набора текста и вы сможете первыми отвечать преподавателю в чате и гораздо быстрее находить информацию в Сети. В зависимости от тренированности, можно печатать от 200 до 400 символов в минуту, что значительно снижает трудоёмкость любого задания и сокращает затрачиваемое время.
    2. Вы будете делать меньше ошибок и опечаток в текстах. Сосредотачиваясь на словах, а не на клавишах, повышается концентрация внимания и аккуратность. Чем меньше ошибок, тем меньше раздражения.
    3. Вы сможете печатать даже в плохо освещённой комнате и будете меньше уставать от работы за компьютером. Не нужно переводить взгляд с клавиатуры на дисплей и обратно. Это бережёт зрение, поддерживает мышечный тонус шеи и осанку, а использование всех 10 пальцев благотворно влияет на суставы.
    В США слепой печатью владеет 95% людей, так как обучать этому начинают ещё в начальной школе. В Западной Европе обучение десятипальцевому методу набора текста также входит в образовательную программу.

    Как научиться методу слепой печати

    Шаг 1. Примите правильную позу

    Сидеть необходимо прямо, не нагибаясь и не наклоняя голову. Угол между позвоночником и бедром и между бедром и голенью должен составлять 90 градусов. Взгляд должен быть направлен вперед, в центр экрана монитора. Расстояние от глаз до экрана монитора - от 40 до 70 сантиметров.

    Шаг 2. Изучите клавиатуру

    За каждым пальцем закреплены свои клавиши, которые должны нажиматься именно им.

    Исходное положение левой руки: мизинец на клавише «Ф», безымянный на «Ы», средний на «В», указательный на «А».

    Исходное положение правой руки: мизинец на «Ж», безымянный на «Д», средний на «Л», указательный на «О».

    Большие пальцы обеих рук располагаются на пробеле.

    «ФЫВА» и «ОЛДЖ» - это, так называемые, домашние клавиши. Чтобы быстро располагать руки в стартовую позицию, на клавишах «А» и «О» делают небольшие выступы.

    Шаг 3. Тренируйтесь

    Заниматься желательно два-три раза в день.

    Для начала попробуйте закрыть глаза и, расположив пальцы на домашней строке, напечатать свою фамилию. Перемещайте только пальцы. Взгляд должен быть направлен не на клавиатуру, а на экран. Продолжайте практиковаться, пока не получится без ошибок.

    Затем можно перепечатать текст из книги или позаниматься на специальном тренажёре. В интернете вы найдёте множеством платных и бесплатных программ для тренировки десятипальцевого набора. Вот лишь несколько из них.

    Если вы читаете этот текст, то вы либо мой постоянный читатель (хаха), либо, что более вероятно, сами хотите научиться методу слепой печати на клавиатуре. Что же, меня устраивают оба варианта. Давайте-ка я вам скажу кое что по-секрету: я не научу вас печатать вслепую, НО… СТОЙТЕ, не уходите! Я дам вам несколько советов и вы САМИ научитесь, если захотите!

    Итак, данная тема будет небольшой, но вы прочитайте, пожалуйста, ее до конца и в конце все поймете.
    Началось все вчера, то есть 28 ноября 12 года. Я сидел на работе (да, я программист на C#, если это кому-то интересно), а так как кроме сроков сдачи больше практически никакого контроля за мной нет, то в свободное время нужно себя чем-то занять. Писать посты на сайт и даже 5й урок в учебник по html мне не хотелось и я вспомнил о своей давней цели (заметьте, я избегаю слова «мечта» и всегда стараюсь заменять его замечательным словом «цель», ибо значение кардинально разное!) — научиться печатать не глядя на клавиатуру, то есть в слепую, как говорится.

    Что же, сказано — сделано начато. Стал искать, ведь в Интернетах всяко должно быть что-то полезное на этот счет. И что вы думаете? Да, я наткнулся на парочку чудо методик, естественно, платных. Одна называлась «соло на клавиатуре» по-моему, но, скажу я вам, это такой бред, вы уж меня простите. Бесплатные начальные уроки сводились к набору одной или двух букв, то есть сидишь и тычешь на одну и ту же букву раз 100. Ну что же это такое? А все остальное, то есть нормальные тренировки со словами — платные, либо по одному уроку в день бесплатно. Да катитесь вы колбаской, подумал я и пошел искать дальше.

    Практически все руководства были Огромными. Тонны текста, а задания, опять же, сводились к зацикливанию на одной, максимум трех буквах. Ну так же дела не делаются, товарищи. И тут я понял. В этом деле халявы не будет. Никакие методики не работают. Поймите это и вы, чем раньше — тем лучше. Но как же так? — спросите вы и это будет вполне резонный вопрос. А так: научиться печатать вслепую можно только с помощью мышечной памяти плюс подсознания! Именно так! Нужно практиковаться и практиковаться день ото дня примерно неделю по 20-30 минут в день. опять же, НЕ спешите уходить! Я предлагаю вам проследить за мной, получится ли у меня освоить этот метод или нет. Если смогу я, то сможете и вы, а иначе… а никаких иначе, я смогу и все тут!

    Что я вам предлагаю? Проследить за моим экспериментом над собой, как я учусь. Я не покупал курсов, не качал программ и вам не советую. Все что нужно, это тренажер. Можете написать его сами, если не лень, а можете воспользоваться сайтом klava.org . Это ни в коем случае не реклама, а то мало ли вы подумаете, смотрите, кто в теме, тот поймет, даже ссылка в nofollow закрыта!
    Значит так, прежде чем начать практиковаться, давайте разберем просто ключевые моменты! Это основа, совсем не сложная, но если поймете, то обучение будет в радость!

    • Смотрим на клавиатуру, видим там засечки на русских буквах «а» и «о». Радуемся, запоминаем.
    • Кладем 4 пальца левой руки на буквы «ФЫВА», а пальцы правой руки на «ОЛДЖ». Запоминаем расположение рук.
    • Смотрим на картинку ниже и осознаем, какие пальцы за какие буквы отвечают. НЕ пугайтесь! Вам не обязательно все запоминать сразу! Я в начале только и запомнил что ФЫВА да ОЛДЖ и то путался! Все придет с опытом, очень быстро.

    Вот и картинка, просто посмотрите на нее, поймите логику и хватит. Заучивать нет смысла.


    Здесь логика простая. Разными цветами обозначены разные пальцы. Соответственно, если вы расположите руки как я учил вас чуть выше, то поймете к каким пальцам какой цвет относится. Я же, в отличие от подавляющего большинства блогеров, верю, что читатели у меня не дураки и смогут сопоставить что к чему.
    Ну вот и все, больше вам ничего не нужно, только практика, практика и еще раз практика!

    Дневник моих успехов в печати

    А так же следите за ходом моего эксперимента, буду обновлять пост каждый день или через день, так что добавьте страницу в закладки, а также подпишитесь на новые статьи в форме сверху справа, где нужно ввести .

    День 1. 28.11.12 . Скучно, писать учебник не хочется, но и бездельничать, читать хабр или 9gag тоже не вариант. Нужно занять себя чем то полезным. О! Печатать вслепую, как давно хотел. Ищу. Ничего полезного. Нашел пару методик, потыкал одну и ту же букву 20 раз, смысла не увидел, но понял что это не катит, нужно практиковаться на словах. Нашел тренажер, буду практиковаться на нем. Прошло 15 минут, чувствую себя как бабушка, которая видит компьютер впервые, хотя, может быть, я сейчас печатаю даже медленнее нее. 25 минут… надоело, на сегодня достаточно.

    День 2. 29.11.12 . Работа на сегодня сделана. Вспомнил про печать, нужно продолжать, уже даже какое-то неуловимое удовольствие начал получать. Припоминаю расположение некоторых букв со вчерашнего дня. Заметил, что основная нагрузка приходится на указательные пальцы и на мизинец правой руки. Начинаю понимать, что буквы расположены на клавиатуре не просто так, а по-уму, самые востребованные ближе всего. Скорость набора чуть подросла, ошибаюсь уже гораздо меньше. Интересно, обгоню ли я сейчас бабушек по скорости…

    День 3. 30.11.12 . С самого утра, как пришел, сразу решил попрактиковаться. За ночь знания в голове структурировались, пальцы уже сами просились на клавиатуру:) Обнаружил, что сайт умеет подсчитывать скорость печати и количество ошибок. А также имеет таймер, который по дефолту установлен на 15 минут. Вот я эти 15 минут и оттарабанил. Сделал 4% ошибок, скорость набора была 55 символов в минуту.
    После обеда решил попрактиковаться еще, все таки чем больше начинает получаться, тем больше желание повысить скил! Понабирал слова, ошибок стало 1%, и то это накопились промахи. Скорость возросла до 65 символов в минуту. Считаю это хорошим результатом для третьего дня обучения. Также немного попрактиковался в скайпе при переписке, решил что теперь на работе в скайпе только так и буду писать, правда друзья бесятся что я медленный теперь:D Желания смотреть на клавиатуру при наборе у меня нет и не было с первого дня, а друг говорит что у него именно с этим и были проблемы, что мол он все время норовил подсмотреть. Но не знаю, у меня такого нет, я ведь наоборот хочу научиться вслепую, так зачем подглядывать и жульничать. Кстати у друга этого скорость набора более 400 символов в минуту, он вслепую шпарит вовсю. Буду стремиться побить его рекорд, будет стимул:)

    День 6. 03.12.12 . Вот уже и декабрь, зима. Дни 4 и 5 выпали, так как на выходных попрактиковаться не удалось. Это только доказывает мою теорию, что дома научиться печатать вслепую у меня не получится, так как постоянно находятся дела «поважнее». Так что я уж лучше как-нибудь на работе. Вот, сегодня как раз понедельник и я с новыми силами уселся за клавиатуру. Получилось в общей сложности минут 25 попрактиковаться. Пальцы уже рефлекторно прыгают по клавишам, но иногда промахиваюсь. А иногда бывает наоборот — впадаю в ступор и не могу вспомнить где находится нужная буква. Таким образом, путем мучительных тренировок, сегодня я добрался до скорости 75 символов в минуту. Ошибок примерно 1%. Протестировал фишку Speed. Мне понравилось, но только там скорость указателя поставлена в 200 символов в минуту и не меняется. Я за ним, естественно, не поспеваю, а когда начинаю торопиться, то вообще сбиваюсь и начинаю косячить. В общем в голове пометку сделал, что функция хорошая, вернусь к ней когда будет порядка 150 символов в минуту, как раз чтобы до 200 дотягивать, а там уже будет комфортная работа и практика будет непосредственно при работе — в скайпе, на почте, при написании статей и так далее. В общем, жду с нетерпением, когда мышечная память укрепится посильнее.

    День 14. 11.12.12 . Долго не писал о своих достижениях, так как повода особо не было. Но сегодня я, наконец, преодолел планку в 100 символов в минуту, так что на этом эксперимент считаю оконченным. На работе в скайпе я переписываюсь исключительно вслепую, так что скил растет сам собой. Не бойтесь начинать, главное дисциплина и все получится! Всем удачи в слепой печати;)

    А вы освоили слепой метод печати? Если да, то тяжело ли это вам далось? А если нет, то присоединяйтесь к моему эксперименту!

    Основные возможности

    • уникальный альтернативный вариант для расположения рук на клавиатуре;
    • поддержка различных раскладок и языков;
    • звуковые эффекты для музыкального сопровождения работы;
    • специальные уроки, которые помогают запоминать расположение клавиш;
    • набор фраз, увеличивающих скорость печатания;
    • набор текстовых фрагментов из отдельных файлов;
    • отображение графика прогресса пользователя с выводом статистики по сеансам и по дням;
    • подсветка, которая помогает определить положение текущей буквы на клавиатуре;
    • возможность работы нескольких пользователей в программе;
    • встроенный редактор уроков.

    Плюсы и минусы

    • бесплатное распространение;
    • легкое и веселое обучение быстрому печатанию;
    • поддержка различных раскладок для обучения;
    • возможность редактирования заданий в уроках;
    • русскоязычное меню;
    • простой и удобный интерфейс.
    • не обнаружено.

    Аналоги

    Qwerty. Бесплатный классический тренажер для обучения быстрому набору текста на компьютерной клавиатуре. В нем используется техника десятипальцевого метода слепой печати. Его особенности – большая клавиатура с «прыгающими» кнопками, разные уровни сложности в упражнениях, тренировка набора специальных символов, отображение удобных графиков результатов.

    iQwer . Условно бесплатное приложение для учения быстрому печатанию. В нем присутствует яркая цветовая палитра, которая разделяет клавиатуру на девять зон для отдельных пальцев, различные режимы обучения – «Слова», «Предложения» и «Слоги», ведется статистика для каждого отдельного пользователя.

    RapidTyping. Бесплатный клавиатурный тренажер. Имеет широкие возможности для настроек по учебе, несколько полезных упражнений, яркий дизайн, способствующий большей результативности в процессе работы.

    Как пользоваться приложением

    При первом запуске тренажера перед вами появится окно с помощью, именуемое «Айболит». В нем немного расписана работа с программой в веселой и забавной форме.

    Окно помощи

    Интерфейс выглядит следующим образом:

    Интерфейс

    Он разделен на два поля. Одно предназначено для работы с текстом, другое отображает виртуальную клавиатуру. На ней буквы разделены зелеными линиями, чтобы понимать, каким именно пальцем следует нажимать клавишу.

    Расположение рук

    В меню «Режим» вы найдете различные варианты уроков: фразы, буквы из фраз, все символы и т. д.

    В меню «Опции» можно поменять раскладку, отключить отображение виртуальной клавиатуры, настроить фоновую музыку.

    Stamina даст вам возможность досконально освоить метод слепой печати.