• Приставки в русском языке и их значение. Понятие о приставке Есть ли приставка наи в русском языке

    Чтобы хорошо усвоить правописание приставок, желательно разобраться с их видами. Все приставки русского языка делятся на изменяемые и неизменяемые.

    Неизменяемые приставки

    Неизменяемые приставки во всех словах пишутся одинаково. Таких приставок много: с-, над-, под-, пред-, перед-, в-, на-, за-, под-, до-, про-, пра- и др.

    Изменяемые приставки

    Написание изменяемых приставок вариативно. Они, в свою очередь, делятся ещё на две группы.

    Изменяемые приставки, зависящие от произношения

    (а также от звука, который следует за приставкой). Это приставки, которые оканчиваются на -з и -с: раз-(рас-), низ- (нис-), воз-(вос-), из-(ис-) и т.п.

    Правило: если после приставки следует звонкий согласный или гласный, приставка будет оканчиваться на –з , если глухой – на –с .

    Примеры: раз бросать – рас ширение, низ ложить – нис падать, воз любить – вос хождение, из бить, из огнутый – ис ходить.

    Примечание . Будьте внимательны с приставками раз-(рас-), роз-(рос-). Их правописание требует знание ещё одной орфограммы: под ударением пишем раз-(рас-) , без ударения — роз-(рос-) : ра зливать — ро злив, ра счертить — ро счерк .

    Изменяемые приставки, зависящие от значения .

    Приставка – значимая часть слова, а потому вполне закономерно, что каждая приставка обладает тем или иным значением. У приставок пре- и при- от значения напрямую зависит правописание, а потому основные значения приставок пре- и при- нужно запомнить.

    Правило . Приставка пре- равняется по значению слову очень (преглупый = очень глупый, пресмешной = очень смешной) или неизменяемой приставке пере- (преградить = перегородить) .

    Приставка при — имеет гораздо больше значений:

    приближение (прибегу),

    присоединения (приклеивать),

    прибавления (прибавленный) ,

    близость (привокзальный),

    неполнота действия (прилёг),

    совершение действия в чьих-то интересах (присвоишь),

    доведение действия до конца (придумаем).

    Различные виды русских приставок представлены на этой схеме:

    Правописание приставок пре- и при- связано с рядом сложностей:

    • в некоторых словах значение приставок с течением времени стало неясным (преследование, причуда и т.п.) ;
    • в некоторых словах в современном русском языке приставки пре-, при- уже не выделяются, стали частями корней, а значит и подчинить написание слов правилам невозможно (присутствовать, препятствие) ;
    • в русском языке немало заимствованных слов, начинающихся с пре- и при- : разумеется, никакие приставки в них не выделяются и русским правилам такие слова не подчиняются (привилегия, президент) .

    Получается, что немало слов с пре- и при- необходимо попросту запомнить, потому что определить их написание по правилу невозможно. Вот лишь некоторые из этих слов:

    И ещё один нюанс. Н-екоторые слова звучат похоже или одинаково, однако в них в зависимости от значения пишется пре- или при . Разумеется, написание таких слов требует внимательности: нужно определить лексическое значение слова, а затем вспомнить, какая приставка в этом слове пишется. Вот эти слова (список, конечно же, неполный):

    по теме «Правописание приставок»

    Правописание приставок.

    Задание проверяет сразу пять правил. Каждое из них само по себе очень легкое, но запутаться в них вполне возможно. Без постоянной тренировки не жди отличных результатов!

    Каждый из вариантов ответа содержит три слова, которые объединены одним правилом. Каждый из вариантов ответа содержит три слова, которые объединены одним правилом.

    Неизменяемые приставки.

    Они всегда пишутся одинаково, независимо от того, как ты их произносишь:

    РУССКИЕ ПРИСТАВКИ:
    в- (вы-)
    до-
    за-
    к-
    над-
    об-
    от-
    пере-
    по-
    под-
    с-
    у-

    ИНОЯЗЫЧНЫЕ ПРИСТАВКИ:
    анти-
    архи-
    де-
    дез-
    дис-
    ин-
    контр-
    ре-
    суб-
    экс-

    Различай!

    Правописание Ъ и Ь.

    Подсказка.

    Ъ и Ь всегда идут после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я , а также И для Ь.

    Ловушка!

    Сэкономить, сузить – перед этими буквами Ъ и Ь не ставятся. Двуязычный – первая часть заканчивается не на согласный.

    Приставки, оканчивающиеся на З или С.

    Русские приставки на з-/с- пишутся так, как слышатся , то есть, по фонетическому принципу.

    Из этого принципа выведено правило: если после приставки звонкий согласный, пишется на конце з-, если глухой – с-.

    Помни!

    Многие рeжутся на незнании глухих и звонких согласных.

    Ч, Щ, Ц – всегда глухие .

    Проверяйте себя произношением!

    чересч ур

    Ловушка!

    ДИС- - иноязычная приставка, поэтому на письме она не изменяется.

    Различай №1!

    В сложносокращенных словах (пединститут, спортинвентарь ) И сохраняется, так как первая часть является не приставкой, а корнем!

    Различай №2!

    Подымать, изымать – но поднимать, взимать, взирать, снимать.

    Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

    ПРИ- ПРЕ-
    1. = около

    2. прибавление, приближение, присоединение

    3. неполнота действия

    4. действие, доведенное до конца

    5. = чуть-чуть, ненадолго

    6. сопутствующее действие

    7. действие в чьих-либо интересах

    Прибалтика

    приплюсовать

    прибежать

    привинтить

    присыпать

    придумать

    прилечь

    присвистнуть

    припрятать

    1. = очень, весьма (высокая степень качества или действия)

    2. = пере- («через», «по-иному»)

    предолгий

    беспрестанно

    преобразить

    превысить

    Различай!

    Помни! Это правило включает множество иностранных слов или слов, происхождение которых не всегда понятно. Тебе придется их выучить!

    Алгоритм действий.

    1. В каждом варианте определить, по какому правилу сгруппированы слова.

    2. Найти в вариантах ответов исключения, вставить пропущенные орфограммы.

    3. Остальные пропущенные буквы вставить по правилу.

    Подсказка. Не начинай с правила на ПРЕ- и ПРИ-. Оно является самым сложным, поэтому оставь его на «десерт».

    Возможно, вам также будет интересна статья о способах словообразования , в которой описан приставочный способ.

    Разбор задания.

    В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква?

    1) нед..чёты, не..знакомленный, з..рождаться

    2) пр..вращение, пр..образовать, пр..искусный

    3) ра..хаживать, и..вержение, ди..пропорция

    4) дез..нформация, про..нформировать, небез..звестный

    В первом варианте представлены слова с неизменяемой на письме приставкой, во втором – приставки ПРЕ-/ПРИ-, в третьем – приставки на З-/С-, в четвертом – Ы/И после приставок на согласную.

    Оставим правописание ПРЕ- и ПРИ-.

    Вариант №1.

    Нед..четы пропущена буква О в неизменяемой приставке НЕДО-, не…знакомленный – откидываем НЕ-, остается неизменяемая приставка О-, з…рождаться – приставка ЗА-.

    Вариант №3.

    Начнем с иноязычной приставки ДИС- в слове ди..пропория. Эта приставка не изменяется на письме. В остальных словах проставляем, что слышим: раСхаживать, иЗвержение.

    Вариант №4.

    Ищем нерусскую приставку. В слове дез..нформация находим ДЕЗ-, значит после нее пишем И-. В слове про..нформировать используется приставка, оканчивающаяся на гласную, поэтому И- в корне мы также сохраняем. А в слове небез..звестный русская приставка БЕЗ- меняет И- на Ы-.

    Вариант №3.

    В трех предыдущих вариантах мы не вставили одинаковых орфограмм. Таким образом , правильный ответ №3. Проверяем его. П р..вращение (=пере йти из одного состояния в другое), пр..образовать (=пере делать), пр..искусный (=очень, пре-).

    Потренируйся.

    1. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

    1) п..дписать, с..гласие, поз..вчера

    2) ра..положиться, бе..деятельный, в..помнить

    3) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать

    4) под..грать, сверх..нтересный, небез..звестный

    2. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

    1) не..деланный, в..драгивать, и..давать

    2) п..дсказывать, п..никнуть, не..глядный

    3) пр..увеличивать, пр..страстие, пр..мелькаться

    4) раз..скать, без..сходный, по..грать

    3. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

    1) з..частую, н..илучший, поз..вчера

    2) пред..стория, без..дейный, не..звестный

    3) пр..ложение, пр..озерный, пр..огромный

    4) во..делывать, в..пышка (света), ра..думывать

    I.

    Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые . То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.

    Например:
    о- : обежать, остановка, одуматься
    у- : увести, убежал, успокоиться
    до- : дожить, дойти, доставка
    по- : побежать, подворье, посмотреть
    про- : прокатить, пробел, просмотр
    пра- : употребляется в значении «отдаленная степень родства»: прабабушка, праязык
    на- : нападки, накрыть, надавить
    за- : закрыть, заключенный, запутать
    над- (надо-): надкусить, надпись, надорваться
    под- (подо-): подплыть, подсказать, подождать
    от- (ото-): отдать, отодвинуть, открыть
    об-(обо-): облететь, обтереть, обойти
    в- (во-): вдоволь, вверх, вовлечь
    вы- : вылавливать, выход, выстоять
    пред- (предо-): предпочтение, предрешать, предостеречь
    пере-: перерыв, перелить, перекос
    с- (со-): сдвинуть, сойти, сгибать (будьте внимательны, есть только приставка с-, нет приставки з-)

    ! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:

    Дез- : дезинформировать
    контр- : контраргумент
    транс- : трансатлантический
    пост- : постмодернизм
    суб- : субкультура
    супер- : супергерой
    пан- : панъевропейский

    II.

    В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.

    1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

    Что это значит?

    Если после приставки из этой группы мы видим звонкий согласный, то на конце приставки пишем -з, а если глухой, то, соответственно -с.

    Сюда относятся так называемые приставки на -з, - с, их ровно шесть:

    Без-/бес- безработный, бессмертный
    раз-/рас- разрозненный, распустить
    воз-/вос- (вз-/вс-) возврат, вздохнуть, вскарабкаться
    из-/ис- избежать, испуг
    низ-/нис- низвергать, нисходить
    через-/черес- (чрез-/чрес-) чрезмерный, чересчур

    2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.

    Это приставки пре-/при- .

    Для того, чтобы сделать правильный выбор приставки, необходимо понять, какое значение она привносит в слово.

    Итак, какие значения характерны для каждой приставки:

    а) Значения приставки пре:

    1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень .

    Например: прекрасный, преувеличивать, превосходить, преспокойный.

    2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)

    Например: прервать, преступник, преподаватель, преобразовать, преграда.

    б) Значения приставки при:

    1) «приближение»

    Например: приходить, приезжать

    2) «присоединение»

    Например: пришить, приклеить

    3) «недодействие», то есть неполнота действия, близко к значению «слегка»

    Например: прикрыть, присесть,

    4) «завершенное действие», то есть доведенное до конца

    Например: придумать, приготовить

    5) «близость к чему-либо», то есть "около"

    Например: прибрежный, придорожный

    3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.

    В эту группу входят приставки:
    рас-/рос (раз-/роз-)
    Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания -з/-с .

    Без ударения в них пишется буква А, а под ударением... - под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О.

    Например: роспись, расписание, разговор, розыск.

    III.

    Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:

    1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.

    После приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется Ы, если эта приставка русского происхождения.

    Например: безЫдейный, подЫскать, разЫграть, обЫндеветь (от слова иней)

    Исключения : русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.


    После приставки нерусского происхождения, то есть заимствованной (чаще всего из латыни), в корне сохраняется буква И.

    Слово, как единица словообразовательной системы, имеет определённую структуру, т. е. состоит из морфем. Понятие морфема предложено русскими учёными в конце XIX века. Оно встречается в работах И. А. Бодуэна де Куртэнэ, О. С. Крушевского, В. А. Богородицкого и других языковедов.

    Морфема - наименьшая значимая часть слова, единица словообразования. Например, приставка раз - - морфема со значением высокой степени качества (раз удалый , рас прекрасный ) или со значением разъединения (раз вести , рас тащить ).

    Все морфемы современного русского языка разграничиваются в зависимости от их роли в словоформе и в слове. По этому признаку они делятся на корневые и служебные, или аффиксальные. По месту расположения по отношению к корню словообразовательные аффиксы делятся на префиксы (или приставки), суффиксы, постфиксы. В этой работе мы хотим остановиться на префиксах.

    Префикс

    Префиксом, или приставкой называется значимая часть слова, находящаяся перед корнем или другой приставкой и используемая для образования новых слов или разных форм одного и того же слова.

    С помощью приставок обычно происходит образование новых слов в пределах одной и той же части речи:

    • автор - со автор
    • носить - вы носить
    • вне - из вне

    Приставки в русском языке чаще всего используются для словопроизводства глаголов, прилагательных и наречий.

    Для образования разных форм одного и того же слова приставки используются менее активно, чем суффиксы. Тем не менее, они могут быть и формообразующими:

    • делать - с делать
    • бледнеть - по бледнеть
    • слепнуть - о слепнуть

    Приставки русского языка могут присоединяться к словам разных частей речи. Приставкам несвойственна закрепленность за определёнными частями речи в связи с большой степенью отвлечённости и универсальности выражаемых ими значений. Так, приставка со - , выражающая значение «совместимости», возможна в составе

    • - существительных:
    • со товарищ
    • со участник
    • - глаголов:
    • со существовать
    • со переживать
    • - прилагательных:
    • со звучный
    • со предельный

    Присоединение приставок к основам разных слов не меняет коренным образом их значения. Приставки придают этому значению новые смысловые оттенки. Так, глаголы у бежать , при бежать , по существу, обозначают то же действие, что и глагол бежать .

    Приставки показывают лишь разное направление этого действия. Наречие пре отлично и прилагательное пре симпатичный обозначают те же признаки, что и слова отлично и симпатичный , но приставка пре - придаёт значению данных признаков оттенок высшей степени качества.

    Приставок в русском языке насчитывается несколько десятков. Большая часть приставок в русском языке имеет значения, подобные тем, о которых говорилось. Поэтому приставки присоединяются преимущественно к словам, обозначающим действия (глаголы) и признаки (прилагательные и наречия). Для этих частей речи важно определение направления действия, времени его протекания, меры или степени признака. Для соединение с приставками не столь характерно, хотя и среди существительных нередки слова, образованные присоединением приставки:

    • частица - анти частица
    • раздел - под раздел
    • экспресс - супер экспресс

    Однако число таких слов, в сравнении с существительными, не включающими приставок, не столь велико. В существительные, так же как в прилагательные, наречия и глаголы, приставки чаще вносят дополнительные указания на меру, степень:

    • плут - архи плут
    • кубок - супер кубок

    или указания временного характера:

    • язык - пра язык
    • память - пра память
    • история - пред ыстория
    • человек - до человек

    Обособленность приставок в составе слова поддерживается ещё одной их особенностью. Они могут иметь побочное ударение в составе слова: Анти демократИчный , прОтиво воздУшный , прОтиво пожАрный , сО нанимАтель , внутрИ клЕточный , Анти нейтралитЕт .

    Наличие особого ударения и структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что позиционные изменения гласных, распространяющиеся на все морфемы слова, могут не затрагивать приставок. Например, приставка со - со значением совместимости в безударных слогах слова может сохранять [о ], не подвергаясь редукции и не изменяясь в [ъ ] или [а ]: со наниматель , со опекун , со руководители .

    Универсальность значения приставок, близость их семантики к семантике частиц и наречий, их структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что приставки в своей массе являются очень продуктивными морфемами. Их употребление менее регламентируется ограничениями, связанными с семантикой основы.

    Основное значение большинства приставок заключается в указании направления или характера действия:

    • в ходить - вы ходить
    • при ходить - у ходить
    • под ходить - от ходить
    • за петь , при открыть , под водный , на земный .

    Приставка без - указывает на отсутствие того, что обозначено корнем: без земельный , бес помощный , бес шумно , а приставка не - , присоединяясь к слову, придаёт ему противоположное значение: не приятель (враг), не весёлый (грустный). В очень редких случаях приставки имеют чисто грамматическое значение и используются для образования форм слов.

    Одна и та же приставка может употребляться в разных значениях, например, приставка за - указывает:

    1. на распространение действия дальше определённого предела: за летел за черту ;
    2. на доведение действия до крайней степени: за кормить , за хвалить ;
    3. на попутное действие: за йти к товарищу ;
    4. на начало действия: за петь , за плясать .

    Одни приставки встречаются в большом количестве слов и легко используются для образования новых слов, например: в - , на - , за - , другие встречаются в относительно немногих словах и почти не используются для производства новых слов, например:

    • па - :
    • па водок
    • па сынок
    • па дчерица
    • пра - :
    • пра дед
    • пра бабушка
    • су - :
    • су мрак
    • су глинок

    Приставки имён существительных

    В морфологическом составе и словообразовании существительных приставки играют значительно меньшую роль, чем суффиксы. В ряде случаев существительные с приставками явно обнаруживают своё происхождение от с теми же приставками (а также от основ прилагательных). Но некоторые типы приставочных образований типичны для существительных, хотя часть их однородна с образованиями прилагательных и глаголов. Приставка не - входит в состав ряда существительных, частью неупотребительных без этой приставки: не слух , не верье , не приязнь , частью существующих самостоятельно: не приятель , не друг , не погода , не счастье , не воля .

    Приставка о - (об - ) в отглагольных образованиях служит для обозначения остатков после какого-нибудь действия, обычно нечто испорченное, обесцененное в результате действия: об мылок , о курок , об мерок , об носки , об рывок , о пилки .

    Приставка между - , не употребляемая с глаголами, обозначает пространство в промежутке между двумя одинаковыми предметами: между речье , между рядье , между путье .

    Приставка пере - называет предмет в окружении инородной среды, иногда являющийся соединительным звеном или границей между основными частями предмета: пере шеек , пере лесок , пере носица .

    Приставка про - имеет значение близкое к приставке пере - и сходное с глагольной приставкой про - , обозначающей движение внутрь и насквозь: про жилка , про слойка , про стенок , про сёлок .

    Приставка за - указывает положение по другую сторону предмета: за речье , за горье , за болотье , за мостье .

    Приставка пред - указывает на положение впереди предмета: пред мостье , пред горье , пред плечье , пред грозье , пред зимье .

    Приставка при - обозначает нахождение вблизи предмета: при морье , при город , при весок , при пёк .

    Приставка под - обозначает нахождение ниже предмета: под бородок , под лесок , под оконник , под рамник , под ножие .

    Приставка по - означает местность, расположенную на поверхности и в пределах чего-либо: по бережье , По волжье , По днепровье .

    Приставка на - указывает на положение на поверхности предмета: на ушник , на плечник , на рукавник , на брюшник , на конечник , на горье .

    Приставки имён прилагательных

    Производные прилагательные включают приставки. Одна группа приставок употребляется для образования , другая группа - для образования .

    Среди приставок качественных прилагательных имеется группа таких, которые близки по значению к суффиксам оценки и обозначают большую меру качества.

    Так, приставка пре - (старославянского происхождения) близка по значению к очень , чрезвычайно и в новых образованиях нередко создаёт оттенок разговорной речи: пре забавный , пре милый , пре весёлый , пре усердный , пре хитрый , пре жирный , пре восходный , пре красный .

    Приставка наи - , присоединяемая к превосходной степени, выражает экспрессивное усиление и придаёт слову несколько архаический, книжный характер: наи главнейший , наи кратчайший , наи добрейший .

    Приставка раз - по значению аналогична приставке пре - , но свойственна разговорной речи и имеет оттенок грубоватости, а иногда такие образования связаны с народно-поэтическими произведениями: раз весёлый , раз несчастный , раз любезный , раз ухабистый .

    Группа приставок выражает отрицание и отсутствие известного признака.

    Приставка без - указывает на признак, заключающийся в отсутствии известного предмета. Особенно характерны приставочные образования, не имеющие суффикса, образуемые от ограниченного числа названий частей тела и некоторых частей растений и предметов: без рукий , без ногий , бес палый , без усый , без бородый , без зубый , без волосый .

    Приставка не - в отличие от частицы не, выражающей только отрицание, образует антонимы к прилагательным без этой приставки: не смелый (робкий) - смелый , не большой (маленький) - большой , не редкий (частый), не хороший (плохой), не трудный (лёгкий).

    Приставка а - (греческая), употребляемая в словах греческого и латинского происхождения, близка по значению к приставкам без - , не - : а моральный , а логичный , а ритмичный , а симметричный . Приставка а - не является продуктивной, но вследствие соотношений с соответствующими бесприставочными прилагательными (а моральный - моральный ) в отдельных случаях отчётливо выделяется.

    Сложная приставка небез - (небес - ), представляющая сочетание приставок не - и без - , выражает отрицание отсутствия известного признака и на основе этого указывает на небольшую меру качества: небез вредный , небес полезный , небез ызвестный .

    Приставки относительных прилагательных по значению распадаются на несколько групп, в них даются указания на место, время, взаимные отношения между лицами и предметами. Эти приставки всегда употребляются совместно с суффиксами, сюда относятся приставки, часто составляющие пары антонимов: на - , над - , под - , при - , внутри - .

    Приставка на - указывает на положение на поверхности: на стольный , на земный , на горный , на тельный , на грудный , на брюшный .

    Приставка на д- указывает на положение выше предмета: над бровный , над земный , над ворный , над звездный , над гробный .

    Приставка под - указывает на положение ниже предмета, являясь антонимом приставки над - , иногда на - : под водный , под земный , под кожный , под горный .

    Приставка при - обозначает положение вблизи предмета, связь с ним: при морский , при речный , при дорожный , при усадебный .

    Приставка вне - указывает на положение за пределами чего-либо, нередко употребляется с непространственным значением: вне европейский , вне служебный , вне школьный .

    К приставкам, обозначающим время, относятся до - , пред - , по - , после - .

    Приставка до - указывает на предшествующее время по отношению к известному событию, эпохе, периоду времени: до революционный , до военный .

    Приставка пред - на ближайшее предшествующее время и этим отличается от до - : пред революционный , пред октябрьский , пред военный , пред выборный .

    Приставка по - непродуктивная, она указывает на последующее время и является антонимом приставки до - : по реформенный , по смертный .

    Приставка после - однозначна с по - и является продуктивной: после военный , после октябрьский , после операционный .

    Приставка интер - (латинская), синонимична приставке между - : интер национальный , интер вокальный .

    Приставка противо - указывает на назначение для уничтожения чего-либо, для борьбы с чем-либо: противо военный , противо алкогольный .

    Приставка анти - (греческая) обозначает «враждебный чему-либо, направленный против чего-либо», а также «лишённый чего-нибудь»: анти фашистский , анти народный .

    Глагольные приставки

    Типичным средством образования глаголов от других глаголов являются приставки. Большая часть приставок имеет общее происхождение и общий звуковой состав с предложением, вследствие чего они в известных пределах выполняют сходную роль. Общность функций приставок и предлогов проявляется в параллелизме употребления в одной синтаксической конструкции одинаковых приставок и предлогов, например: в нести в дом , под ложить под тарелку , ото йти от доски . Это наблюдается прежде всего при выражении пространственных отношений, а переносно и в других случаях: в нести улучшения в конструкцию станка , ото йти от буквы закона . Но приставки имеют и такие значения, которые не выражаются предлогами. Таково, например, значение , которое получают приставочные глаголы, если оно не парализуется суффиксом.

    Приставки обычно имеют разветвлённые значения, причём в одних случаях связь одних значений с другими вполне ясна, возникновение вторичных значений из первичных улавливается без затруднений, в других - значения разошлись и обособились, и сведение их к общему исходному значению встречает серьезные трудности. Расхождения в значении приставок во многом связаны с различиями в лексическом значении глаголов.

    Наиболее первичными значениями приставок являются разного рода указания на происхождение действий в пространстве, они конкретизируют действие, устанавливая направление и распространение действия, ограничивают его путём указания на начальный и конечный пункт, охватываемое пространство, предел, на перемещение объектов внутрь, наружу, вверх, вниз. Это наиболее отчётливо наблюдается у глаголов движения. К этим значениям так или иначе примыкают указания на начало и конец действия, достижение результата, на незначительность, усиление, полноту, интенсивность действия и ряд более частых значений, свойственных отдельным приставкам. В дальнейшем будут выделяться основные значения приставок.

    В первую очередь будут рассматриваться случаи, в которых приставки имеют четкое значение, обеспечивающее их продуктивность. При этом исходным материалом для анализа будут являться те образования, в которых приставочный глагол противостоит бесприставочному, без каких-либо других различий: вы бросить - бросить . Особую группу образований составляют глаголы, которые отличны от бесприставочных не только наличием приставки, но также частицей -ся , рассмотрение этих случаев относится к концу обзора значений отдельных приставок.

    Для выяснения значения приставок большую помощь оказывает то, имеет ли глагол управляемые слова и каким (без или с предлогом) он управляет. В дальнейшем обзоре примеры будут приводиться с управляемыми словами.

    Немалое количество приставочных глаголов, особенно среди издавна существующих слов, получили значение, не вытекающее из их морфологического состава, они обособились от соответствующих бесприставочных глаголов, и в них значения приставок затемнены, или же приставка может быть выделена только этимологически: дать - про дать , быть - при быть , с быть , за быть . Такие образования остаются за пределом живых типов глагольного словообразования, и поэтому единичные примеры их приводятся только для демонстрации отличия их от приставок продуктивного характера.

    Также особое в словообразовательном отношении положение занимают приставочные глаголы, рядом с которыми отсутствуют бесприставочные глаголы с той же основой. Они получили название глаголов со связанными основами , примерами их могут служить производные глаголы:

    • а). снять , поднять , принять ;
    • б). сказать , приказать , отказать , заказать ;
    • в). сложить , подложить , заложить , отложить ;
    • г). привыкать , отвыкать , свыкаться .

    Глаголы со связанными основами в подавляющем большинстве представляют собой наследие прошлого, и их морфологический состав нередко затемнён, отдельные глаголы с далеко отошедшим значением даже совсем обособились от своей корневой группы и потеряли членимость (понять , занять , отнять ), только в редких случаях приставки сохраняют своё значение. В связи с этим они обычно будут фигурировать в обзоре среди образований с затемнённым значением приставок.

    Характерной чертой глагольных приставок является то, что среди них широко представлены пары приставок-антонимов: в нести - вы нести , при ставить - от ставить и др. Сравнение таких приставок помогает уяснению их значений, но вследствие многозначности приставок их противоположность в значении охватывает только некоторые случаи их употребления.

    Приставка в - (во - ) указывает направление действия внутрь, которое особенно отчетливо сказывается у глаголов движения, управляющих винительным падежом с предлогом в , бесприставочные глаголы не указывают на направление движения: ехать - в ъехать в город , нести - в нести в столовую , клеить - в клеить страницу в книгу .

    Приставка вы - имеет несколько далеко расходящихся значений. В первой группе исходным является обозначение направления действия «наружу», в этих случаях вы - выступает как антоним приставки в - - обозначение предмета, изнутри которого направлено действие, выражается родительным падежом с предлогами из , с : ехать - вы ехать из города , нести - вы нести из столовой , вы лить из бутылки , вы тащить из воды , вы грузить из машины .

    Исходным значением приставки за - является отдаление от наблюдателя и продвижение за преграду, предмет. В этих случаях глагол управляет винительным падежом с предлогом за : ехать - за ехать за дом , идти - за йти за гору .

    Приставка из - только в редких случаях имеет значение движения наружу, в соответствии с предлогом из : гнать - из гнать из страны , из влекать из глаза .

    Приставка от - выражает движения, начинающиеся отделением от какого-либо предела. Это значение чётко выражается при наличии существительного с предлогом от : ехать - от ъехать от села , лететь - от лететь от аэродрома .

    Приставка под - обозначает перемещение, имеющее целью расположить объект ниже какого-либо предмета или направить действие (у ) под предмет. В этом случае глагол управляет винительным падежом с предлогом под: ставить - под ставить под машинку , ехать - под ъехать под мост .

    Приставка у - имеет значение движения от предмета до полного удаления, а также завершения действия. Удаление чётко выражается у глаголов движения, исходный пункт обозначается родительным падежом с предлогами от , из , с : у ехать с Кавказа , у йти из театра , у плыть от берега , у течь из ведра .

    Приставка на - указывает на ограничение движения при соприкосновении с препятствующим предметом, в первую очередь, с его поверхностью, в таком случае глагол управляет винительным падежом с предлогом на : ехать - на ехать на тумбу , на лететь на столб .

    Приставка с - , с одной стороны, обозначает движение вниз и отделение, с другой - встречное движение и объединение. Так, движение вниз особенно чётко сказывается в сопровождении управляемого родительного падежа с предлогом с : с ъехать с горы , с бросить с крыши .

    К этому значению примыкает значение удаления с поверхности, в сторону или без указания направления: со гнать с ковра , с махнуть пыль .

    Сложная приставка недо - имеет значение неполноты действия, она противопоставляется приставке пере - : недо работать (пере работать ), недо выполнить (пере выполнить ).

    Сложная приставка обез - (обес - ) образует глаголы от имён существительных и указывает на лишение того предмета или свойства, которые обозначаются существительными: обез людеть , обез оружить , обез главить , обес силеть , обес ценить .

    Приставки наречий

    Также осуществляется посредством приставок. Но в наречиях они тесно взаимодействуют с суффиксами.

    Приставка по - и суффикс –и - образуют наречия: по -отцовски , по -братски , по -чешски , по -птичьи , по -лисьи .

    Приставка по - и суффикс –ому - (-ему - ) образуют наречия от относительных, качественных прилагательных и местоимений: по -летнему , по -зимнему , по -богатому , по -новому .

    Непродуктивными являются случаи образования наречий от других наречий путём присоединения приставок: всегда - на всегда , ныне - от ныне , завтра - после завтра .

    5-й класс

    «Правописание приставок»

    «Приставучая» морфема

    Вы, конечно, догадались, что речь идет о приставках. Эти волшебные морфемы не просто «пристают» к словам – они придают словам удивительно разные смыслы. Например: заплетать, уплетать, переплетать … Продолжите этот ряд, насколько сумеете.

    Или: понимать, отнимать ... И этот ряд продолжите, насколько сумеете.

    Сколько приставок в русском языке?

    Вспомните (запишите) столько приставок, сколько сможете (на самом деле вы знаете их все, дело только в умении вспоминать).

    Сколько у вас получилось? Если вы сумели вспомнить 30–40 – значит, у вас совсем не плохая готовность памяти. Если меньше – отложите работу на некоторое время, а потом опять вернитесь к ней и постарайтесь дополнить ваш список.

    На самом деле в русском языке более 50 активно работающих приставок.

    Ответ: без-, бес-; в-, во-; вз-, взо-; вне-; внутри-; вс-; вы-; до-; еже-; за-; из-, изо-; ис-; между-, меж-; на-; над-, надо-; наи-; не-; ни-; низ-, нис-; о-, об-, обо-; около-; от-, ото-; па-; пере-; по-; под-, подо-; после-; пра-; пре-; пред-, предо-; при-; про-; противо-; раз-; разо-; рас-; роз-; рос-; с-, со-; сверх-; су-; у-; через-, чрез-, черес-.

    С теми приставками, которые вы сами не вспомнили, напишите как можно больше слов, а потом придумайте с этими словами несколько смешных предложений или небольшую занятную историю.

    Задание 1. В каждой четверке слов одно без приставки. Обнаружьте его .

    1. Расписной, рассыпной, роскошный, расставленный. 2. Приспосабливающийся, принципиальный, призывающий, принудительный. 3. Беспристрастный, приключенческий, допризывник, приватизация.

    Присмотритесь к этим словам. Выберите те, которые кажутся вам трудными, и сделайте все, чтобы их запомнить.

    Задание 2. Из данных слов выпишите сначала слова без приставки, потом с одной приставкой, потом с двумя или тремя .

    Обворожительный, обездоленный, обеззараженный, обезьяна, обезличенный, обнародовать, обелиск, обеспечить, обессилеть, облагороженный, областной, облокотиться, обожженный, общежитие, ожерелье, объезженный, объяснение, облегчение, одновременный, одолжение, одушевление, оживление, ожесточение, основной.

    Ответы: 1) обезьяна, обелиск, областной, общежитие, ожерелье, одновременный, основной; 2) обворожительный, обнародовать, облагороженный, облокотиться, обожженный, объезженный, объяснение, облегчение, одолжение, одушевление, оживление, ожесточение; 3) обездоленный, обеззараженный, обезличенный, обессилеть, обеспечить.

    Просмотрите внимательно еще раз эти слова. Если какие-нибудь из них вам кажутся трудными, сделайте все необходимое, чтобы их запомнить.

    Задание 3. Из данных слов выпишите такие, внутри которых спрятались приставки.

    Землетрясение; громоотвод, гостеприимство, сумасшествие, накопительство, очковтирательство, доброжелательство, благословение, благоприобретенный, драгоценность, водопроводчик, сногсшибательный, железнодорожный, благоразумный, путешествующий, деревообрабатывающий, благородный, живородящий.

    Ответ: громоотвод, гостеприимство, сумасшествие, очковтирательство, благоприобретенный, водопроводчик, сногсшибательный, благоразумный, деревообрабатывающий.

    ТРИ ГРУППЫ ПРИСТАВОК

    В зависимости от того, какие проблемы возникают при написании приставок, все приставки можно разделить на следующие группы.

    Первая группа – самая беспроблемная. Это приставки, которые пишутся всегда одинаково: в-; во-; взо-; вы-; до-; за-; изо-; на-; недо-; о-; об-; от-; па- (только под ударением – паводок, пасынок ); пере-; по-; под-; подо-; пра-; пред-; предо-; раза-; с-; со-; су-; у- и другие.

    Вторая группа – это приставки, которые пишутся, «подлаживаясь» к идущим за ними буквам. Это без- – бес-; вз- – вс-; воз- – воc-; из- – -ис-; низ- – нис; раз- – рас-; роз- – рос-; через- –черес-.

    Вы, конечно, помните, как они меняются при письме. Сформулируйте это правило сами.

    Третья группа – приставки, правописание которых зависит от смысла. Это при- и пре-.

    Итак, три группы приставок. Составьте с ними таблицу, а если любите рисовать – изобразите их как-нибудь поинтереснее.

    ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

    Первая группа приставок

    Приставки: над-, на-, от, пред-, в-, с-, о-, об-, за- до-, у-, пере-, по-, под-, про- (кроме: прабабушка, прадед ...).

    1.Неизменяемые

    2. Правописание гласных (ы, и) после приставок, оканчивающихся на согласный.

    Запомните:

    после неизменяемых приставок (сверх- , меж- , контр-, супер-) корень начинается на , а после других приставок – на .

    Запомните: взимать произносится и пишется с и.

    Вторая группа приставок

    3. Правописание з, с в конце приставок зависит от следующего звука корня.

    Запомните:

    а) Приставка с- пишется всегда одинаково, независимо от произношения.

    б) В словах: здесь, здание, здоровье з входит в состав корня.

    в) В составе сложных слов пишите з: близсидящий, близстоящий .

    4. Правописание приставок роз-(рос-) и раз- (рас-) определяется ударением.

    Третья группа приставок

    5. Правописание приставок пре-, при-.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

    Правописание первой группы приставок

    Задание 1. Вставьте пропущенные орфограммы и объясните правописание.

    Раз_скать, пред_дущий, без_дейный, из_сканный, пред_юльский, без_глый, с_знова, воз_меть, без_нвентарный, под_тожить, роз_грыш, небез_звестный, с_мпровизировать, без_скусный, под_нтегральное?число, об_грать, из_мать.

    Меж_нститутский, сверх_ндустриальный, сверх_нтересный, меж_рригационный период, меж_здательский, сверх_мпульсивный.

    Суб_нспектор, контр_гра, транс_орданский, дез_нфекция, супер_нтересный, пост_мпрессионизм, пан_сламизм.

    Спорт_нвентарь, мед_нститут, фин_нспектор.

    Пред_стория, меж_нтернатский, без_нициативный, спорт_гра, об_скать, сверх_зобретательный, без_мянный, контр_ск, с_змала, сверх_зысканный, небез_нтересный, пред_нфарктный, пост_нфарктный, вз_скать, меж_гровой, дез_нформация, сверх_ндустриальный, пед_нститут, без_сходный, Глав_здат, супер_гра, под_мать, с_грать, сверх_скусный, транс_ндийский, без_мпульсный.

    Правописание второй группы приставок

    Задание 1. Вставьте орфограммы и объясните (графически) правописание.

    Бе_ценный, бе_человечный, бе_форменный, бе_конечный, бе_костный, бе_численный, бе_церемонный, бе_вкусный, бе_толковый, бе_грамотный, бе_цельный, бе_дарный, бе_покойный, бе_шумно, бе_смысленно, бе_болезненно.

    В_лететь, в_бешенный, в_дремнуть, в_тревоженный.

    Во_рождение, во_действие, во_хождение, во_звание, мирово_зрение, во_любить, во_кликнуть, во_парить, во_препятствовать.

    И_гнание, и_полнение, и_бежать, и_пуганный, и_тратиться, и_черпать, и_жарить, и_царапать, и_держки, и_давна, и_подлобья.

    Ни_падать, ни_провержение, ни_вергать, ни_ринуться, ни_послать, ни_кий, ни_ший.

    Ра_продажа, ра_двоение, ра_чесать, ра_щедриться, ра_биться, ра_щелина, ра_пространить, ра_толочь, ра_четливый, ра_пороть, ра_чертить, ра_крутить.

    Чере_чур, чре_мерный.

    Дача, _дание, _дельщина, _десь, _бежать, _давать, _бор, _бросить, _доровье, _держаться, _двинуть, _горяча, _дравница, _бить, _гинуть, не видно ни _ги, _дернуть, _гореть.

    Задание 2. Запомните правописание следующих слов. С этими словами составьте предложения.

    В русском языке есть несколько пар слов, которые удобно объединить в таблицу. Такое сопоставление помогает запомнить правило.

    Без ударения – а, под ударением – о.

    Рассыпать – россыпи;

    распускать – роспуск;

    расписание – роспись;

    рассказ – россказни;

    развалиться – розвальни;

    разыграть – розыгрыш;

    раздать – розданный;

    разыскать – розыск.

    Задание 3 . Разберите слова по составу.

    Израсходовать, исподлобья, исподтишка, неизмеримый, безвыездный, безрассудство, пересдавать, переиздавать, предрассветный, порассказать, непревзойденный, предположение, предрассудок, побеспокоить, перераспределение, поднажать, распропагандировать, распространение, расположение, неиссякаемый, унаследованный, несоразмерный.

    Задание 4. Замените данные слова синонимами с приставками на з, с.

    Бесконечно (беспредельно, безгранично), спокойный (безмятежный), влезать (взбираться), возглас (восклицание), волнение (беспокойство), жестокий (безжалостный, бессердечный), напрасно (бесполезно), неведомый (безвестный), необозримый (беспредельный), приказ (распоряжение), простой (бесхитростный), пробовать (испытывать), противоречить (возражать), постоянно (беспрестанно, беспрерывно), разумно (рассудительно), равнодушный (бесстрастный, бесчувственный), слабый (беспомощный, бессильный), спасти (избавить), слишком (чересчур, чрезмерно), спокойный (безмятежный), справедливо (беспристрастно), тихий (бесшумный, безмолвный), ярость (исступление).

    Задание 5. Подберите антонимы к данным словам.

    Собрать (разбросать), сэкономить (израсходовать), трусливый (безбоязненный, бесстрашный), добрый (бессердечный, безжалостный), гуманный (бесчеловечный), затворить (распахнуть), гаснуть (воспламеняться).

    Задание 6. Подберите однокоренные антонимы, заменяя приставки.

    Уехать (приехать), завернуть (развернуть), развязать (завязать, связать), подойти (отойти), прилететь (улететь), приносить (относить), смотать (размотать), приползти (отползти), закрыть (открыть), внести (вынести), отплыть (подплыть).

    Правописание третьей группы приставок

    Задание 1. Запомните слова-исключения (словарные слова), в которых встречаются приставки пре-, при-.

    пре- при-
    преодолеть

    прекословить, беспрекословный

    пренебрежение

    пресмыкаться

    препятствие

    пресловутый (широко известный, нашумевший, но сомнительный или заслуживающий отрицательной оценки)

    преимущество

    претензия

    президиум

    президент

    премьера

    препарат

    (знаки) препинания

    прелюдия

    притязать, притязание

    присягать, присяга привередничать, привередливый

    примирить, непримиримый

    приурочить

    прихотливый

    приоритет

    привилегия, привилегированный

    примитив, примитивный

    приукрасить

    прискорбный

    прическа

    приличный

    причудливый

    Задание 2. В русском языке есть несколько пар слов, которые удобно объединить в таблицу. Написание приставок пре-, при- в этих словах связано с различием в их значении. Составьте предложения с данными словами.

    при- пре-
    Прибывать («приезжать, приходить»). Поезд прибывает. Прибытие. Расписание прибытия поездов Пребывать («находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии»). Пребывание в столице. Пребывать в унынии
    Придать («усилить, прибавить чего-либо, дать дополнительно»). Придать храбрости. Приданое. Придать нужную форму Предать («изменить, нарушить верность, забыть»). Предать друга. Предать огню. Предать забвению. Предание. Народное предание
    Приступить («начать»). Приступить к работе. Приступить к занятиям Преступить (закон). Преступник, преступление, преступность, преступный
    Приклонить (голову) (только в значении «найти или не найти приют»). Негде голову приклонить. Будет где голову приклонить Преклонить (голову, знамена, колени) («склониться, опустить вниз, выражая глубокое уважение, восхищение»). Преклонение
    Притворить («неплотно закрыть»). Притворить дверь Претвориться («осуществиться, воплотиться»). Замысел претворился в жизнь
    Притвориться («с целью ввести в заблуждение»). Притвориться спящим. Притворщик, притворный, притворство Презреть («пренебречь чем-либо»). Презреть опасность. Презрение, презренный, презрительный, презирать
    Призреть («дать приют») – устарело Предел («граница, черта»). Предел скорости, предел желаний, за пределами страны
    Придел («пристройка») Предельный , беспредельный
    Приемник («то, что предназначено для приема»). Радиоприемник, детский приемник Преемник («продолжатель дел, традиций»). Преемственность, преемственный
    Приуменьшить («несколько уменьшить») Преуменьшить («значительно уменьшить»)

    Запомните: преувеличить пишется только с приставкой пре-.

    Задание 3. Запомните написание слов с приставками пре- и при- в словосочетаниях. Составьте предложения с этими словосочетаниями.

    Преклонный (приближающийся к старости) возраст, неприступная (от приступ ) крепость, камень преткновения (помеха, затруднение), непреложный закон (не подлежащий изменению, нерушимый), непреходящее значение (безвременное, долговечное), превратности судьбы (злоключения, перемена, поворот в событиях).

    Задание 4. Выделите приставки в словах, объясните правописание.

    Приступить к занятиям, преступить закон, пресечь разговоры, превосходить, прибить, приглушить, привокзальный, превысить скорость, пресветлый образ, привесок, приокский, пренеприятный, прерываемый, привязанный, непримиримый, придать форму, прибрежье, (поезд) прибывает, пребывать в унынии, приклонить голову негде, преклонить колени (в знак уважения), пригородный, приклеить, присесть, преграда, предел желаний, придел храма, преемник поэта, радиоприемник, преданья старины, непреклонная воля, немного приуменьшить, притерпеться, придать лицу выражение, преобразовать, пригвоздить, приворожить, пребывание делегации за рубежом.

    ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

    Мы с вами прошли сквозь заросли русских приставок. А что вы запомнили? Проверьте себя.

    Запишите столько приставок, сколько вам удалось вспомнить. Вспомните, на какие группы их можно разделить и какие трудности таит каждая группа.

    Задание 1. Диктант с предварительной подготовкой.

    Сначала выпишите из текста все слова с приставками первой и второй групп, потом – остальные трудные для вас слова и сделайте все, чтобы их запомнить. Потом запишите текст под диктовку.

    О ЛЕОНИДЕ УТЕСОВЕ
    (Из воспоминаний Б.Ефимова)

    Каждая встреча с этим человеком была приятной и радостной, удивительной и запоминающейся. И не только когда он выходил на сцену, восторженно приветствуемый зрительным залом, но и вне сцены. Неповторимый певец, талантливый и неистощимо изобретательный руководитель созданного им джазового ансамбля, его несменяемый дирижер и режиссер, организатор и вдохновитель. Да разве только джаз? Утесов поражал многогранностью и непредсказуемостью своей одаренности. Мне доводилось видеть его и солистом-скрипачом, и великолепно читающим с эстрады рассказы Зощенко. Он был превосходным оратором, писал отличные стихи, умные и душевные.

    Таков был Утесов – всегда общительный, компанейский, веселый и открытый. Переполнявшим его чувством юмора и радостью бытия он щедро делился с окружающими. Он любил видеть вокруг себя слушателей, ему нравилось обращаться к аудитории везде и повсюду.

    Песни Утесова помогали не только жить, но и воевать. Помогали сопротивляться фашистскому нашествию и победить врага, а потом восстанавливать разрушенную войной страну. Это хорошо помнит старшее поколение. Но сохраненный чудом звукозаписи необыкновенный, проникающий в душу голос Утесова радует нас и сегодня, в переживаемое нами лихолетье. Он поднимает настроение, вселяет надежду на то, что мы выстоим, выживем.

    Задание 2. Вместо словосочетания запишите одно синонимичное ему слово, пользуясь приставками без-/бес-, пре-/при-, на-, об-, обез-.

    Образец: лишенный смысла – бессмысленный .

    Никогда не умирающий, находящийся за пределами здания школы, находящийся вблизи берега, дать новое имя, вселить надежду, лишить оружия, задуматься на некоторое время, лишить возможности причинять вред, подозвать лошадь с помощью приманки, очень старый человек.

    Задание 3. Проверьте вашу память: запишите в два столбика столько слов с приставками при- и пре- , сколько сумеете вспомнить. Потом обязательно проверьте себя по словарю.

    Задание 4. Попробуйте сочинить свой рассказ, используя слова с приставками всех трех групп.

    Н.Н. ТЮЛЕНЕВА,
    г. Томск